Мартин Лютер (нем. Martin Luther; 10 XI 1483, Эйслебен, Саксония — 18 II 1546, там же) — глава бюргерской Реформации, основатель немецкого протестантизма. Окончил Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств (1505). Доктор богословия (1512). Получил музыкальную подготовку сначала в школьном хоре, затем в августинском монастыре (1505–07).
В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства, стремление избавиться от засилья папской церкви. Лютер испытал влияние культуры Возрождения, хорошо знал народную культуру (в т. ч. нем. песенный фольклор). Лютер рассматривал музыку как активное средство духовного формирования человека; в соответствии с требованиями протестантизма он стремился повысить роль музыки в реформированном обряде церковного богослужения. Представители Реформации противопоставляли музыке католицизма (непонятной широким массам из-за латинского текста и сложности музыкального склада) протестантский хорал, исполняемый всей общиной. Основным музыкальным источником протестантского хорала стала немецкая народная песня. К уже известному напеву приспосабливался новый текст. Лютер допускал также использование духовных песен, напевов мейстерзингеров, чеш. гуситов, итал. и франц. нар. песен (вплоть до танц. форм), а также традиционных католических мелодий, восходящих к народным истокам.
Хоралы Лютера (он работал в большинстве случаев совместно с К. Рупшом и И. Вальтером), а также его сподвижников носили строгий, мужественный характер и отличались структурной простотой и чёткостью. Ранние хоралы были выдержаны в рамках одноголосия, что облегчало их исполнение в сопровождении органа неподготовленной аудиторией в унисон на немецком языке.
Первоначально Лютеру приписывалось множество текстов и напевов протестантских хоралов; несомненным можно считать его авторство лишь 23 (до 1524); часть из них является переработкой нем. нар. мелодий, а также старин. лат. секвенций. По мнению ряда исследователей, Лютер и позднее сочинял духовные песни, прибегая в этот период уже и к многоголосию. К 1524 относится «Песенник» И. Вальтера на слова Лютера и с его предисловием. Наибольшую известность приобрёл хорал Лютера «Господь — твердыня наша» («Ein' feste Burg ist unser Gott»), к-рый Ф. Энгельс назвал «Марсельезой» 16 в.
Свои музыкально-эстетические взгляды Лютер изложил в теоретических трудах — «Formula missae et communionis» (1523), «О порядке богослужения в общине» («Von Ordnung Gottesdiensts in der Gemeinde», 1523), «Немецкая месса» («Deutsche Messe», 1526), где во многом регламентированы правила использования музыки в евангелич. богослужении. Лютера высоко ценил Жоскен Депре. Нем. перевод Библии, осуществлённый Лютером, лёг в основу «Немецкого реквиема» И. Брамса.
Литература: Грубер Р. И., Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1960; Abert H., Luther und die Musik, в кн.: Gesammelte Schriften und Aufsatze, Halle, 1929; Moser H. J., Die Melodien der Lutherlieder, Lpz.-Hamb., 1935; Schneider Ch., Luther, poete et musicien…, Gen., 1942; Nettl P., Luther and music, Philadelphia, 1948; Anton K., Luther und die Musik, B., 1957; Blankenburg W., Luther und die Musik, в кн.: Mitteilungen der Luthergesellschaft, В., 1957; Вuszin W., Luther on Musik, Minnesota, 1958.
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.