Проходящий звук

Категории словаря

Проходящий звук (итал. note di passagio, франц. note de passage, англ. passing note, нем. Durchgangsnote) — неаккордовый звук на слабой доле, поступенно идущий от одного аккордового к другому (см. Неаккордовые звуки). (Сокращённое обозначение в нотном примере ниже — п.) П. з. придают гармонии мелодия, подвижность. Различают П. з. диатонические и хроматические. Они могут быть также двойными, тройными (секст- или квартсекстаккордами); в противодвижении — и в большем числе голосов:

П. И. Чайковский. «Пиковая дама», 5-я картина, No 19.

Между П. з. и аккордовым, к-рому направлено мелодич. движение, могут быть введены аккордовый и др. неаккордовые звуки (запаздывающее разрешение П. з.). Попадая на сильную долю (особенно в момент вступления новой гармонии), П. з. приобретают характер неприготовленного задержания. П. з. могут образовывать проходящие аккорды (напр., в коде 2-й части 2-й скр. сонаты Прокофьева цепь хроматич. проходящих аккордов занимает 12-6-й такты от конца). В совр. музыке поступенность П. з. иногда разрывается перебросом их в др. октаву (Прокофьев, 6-я соната для фп., реприза финала, тема A-dur).

Как технич. приём П. з. фигурирует уже в самых ранних памятниках зап.-европ. многоголосия (органум 9–10 вв.; см. Rex coeli domine в главе 17 «Musica enchiriadis» на слог сое-; особенно же в мелизматич. органуме 12–13 вв.). Понятие «проходящий звук» возникло позже в учении о контрапункте, где он трактовался как вид диссонанса, переходящий от одного консонирующего интервала к другому. У Тинкториса («Liber de arte contrapuncti», 1477, cap. 23) среди примеров диссонансов на лёгких долях можно найти П. з. Н. Вичентино («L’antica musica ridotta alla moderna prattica», 1555) описывает его под назв. dissonanze sciolte. Дж. Царлино («Le istitutioni harmoniche», 1558, p. III, cap. 42) указывает, что П. з. идут поступенно (per grade). П. з. наз. также комиссурой (comissura; y X. Дедекинда, 1590, и И. Бурмейстера, 1599–1606). Ученик Г. Шюца К Бернхард («Tractatus compositionis augmemtatus», cap. 17) подробно освещает П. з. как transitus. С развитием учения О гармонии П. з. стал рассматриваться по отношению к аккорду.

Литература: см. при ст. Неаккордовые звуки.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Куявяк Музыкальные жанры
Двухчастная форма Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Невмы Термины и понятия
Псалтериум Музыкальные инструменты
Цезура Термины и понятия
Вокализ Музыкальные жанры
Военная музыка Термины и понятия
Арабеска Термины и понятия
Конферансье Термины и понятия
Стереофония Термины и понятия
Вокальная музыка Музыкальные жанры
Оперные фестивали Опера, вокал, пение

Реклама