Неаккордовые звуки

Категории словаря

Неаккордовые звуки (нем. akkordfremde или harmoniefremde Töne, англ. nonharmonic tones, франц. notes étrangère, итал. note accidentali melodiche или note ornamentali) — звуки, не входящие в состав аккорда. Н. з. обогащают гармонич. созвучия, внося в них мелодич. тяготения, варьируя звучание аккордов, образуя дополнительные мелодико-функциональные связи в отношениях с ними. Н. з. классифицируются прежде всего в зависимости от способа взаимодействия с аккордовыми звуками: приходятся ли Н. з. на тяжёлую долю такта, а аккордовые — на лёгкую или наоборот, возвращается ли Н. з. к исходному аккордовому или переходит в др. аккордовый, появляется ли Н. з. в поступенном движении или берётся скачком, разрешается ли Н. з. секундовым движением или оказывается брошенным и т. д. Различают следующие осн. виды Н. з.:

1) задержание (сокращённое обозначение: з);
2) апподжиатура (ап);
3) проходящий звук (п);
4) вспомогательный звук (в);
5) cambiata (к), или брошенный скачком вспомогательный;
6) скачковый тон (ск) — задержание либо вспомогательный, взятый без приготовления и покинутый. без разрешения;
7) предъём (пм) (примеры 1–7).

Нек-рые виды Н. з. сходны друг с другом и образуют более крупные классы:

I — задержание (собственно задержание и апподжиатура, а также скачковый на тяжёлой доле),
II — проходящий,
III — вспомогательный (собственно вспомогательный, камбиата, скачковый на лёгкой доле),
IV — предъём.

Роль Н. з. могут выполнять выдержанные тоны в верхнем и среднем голосах (пример 8). К Н. з. иногда возникают вторичные Н. з. или Н. з. второго порядка (пример 9). Сочетание Н. з. с аккордовыми иногда звучит как правильный аккорд (его называют мнимым аккордом, см. в примере 10 длительное задержание к мажорному трезвучию, звучащее как минорный нонаккорд; es=dis). Все Н. з. оказываются в конечном счёте (иногда сложным путём) прилегающими к аккордовым, от к-рых они функционально зависят. Существенный функциональный признак Н. з.- реализуемая необходимость их разрешения (см. примеры 1–5, 9–10), чем они отличаются от прибавленных (по Рамо, «ajoutée») звуков или побочных тонов; скачковые тоны как бы разрешаются звуками аккорда в др. голосах; выдержанные звуки подчиняются закономерностям органного пункта. Разрешение Н. з. может быть и чрезвычайно сложным (А. Н. Скрябин, 4-я соната, часть 1, т. 2). Н. з. возможны одно-врем. в неск. голосах, вплоть до превращения в особого рода аккорды линеарной функции — аккорды-задержания (Л. Бетховен, Adagio 9-й симфонии, тт. 11, 18), проходящие (И. С. Бах, 3-й Бранденбургский концерт, ч. 1, т. 2 от конца), вспомогательные (С. С. Прокофьев, «Ромео и Джульетта», No 25, танец с мандолинами), предъёмы (П. И. Чайковский, соната для фп., тт. 1–4). Распространение закономерностей Н. з. (особенно проходящих) на гармонич. последования, пролонгация структурно-опорных гармоний способны украшать и вместе с тем вуалировать фундаментальные гармонич. соединения (напр., ход V—IV вв. тт. 1–2 прелюдии Скрябина D-dur op. 11). Таблица H. з.:

Литература: Римский-Корсаков Н. A., Практический учебник гармонии, вып. 1–2, СПБ, 1884–85, то же, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, то же, М., 1959; Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 2, М., 1925; Тюлин Ю. Н., Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927 (на обл. загл.: Введение…); Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Практический курс гармонии, ч. 2, М., 1935; Riemann H., Katechismus der Harmonielehre, Lpz., 1890; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1, B. — Stuttg., 1906, Bd 3, W., 1935, 1956; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Tl 1, Mainz, 1937, neue Ausg., 1940; Piston W., Harmony, N. Y., 1941; Карастоянов A., Полифонична хармония, София, 1959 (в рус. пер. — Полифоническая гармония, М., 1964).

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Триоль Термины и понятия
Церковная музыка Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Стереофония Термины и понятия
Запись танца Балет и танец
Плектр Музыкальные инструменты
Фантазия Термины и понятия
Сонатно-циклическая форма Термины и понятия
Ренасимьенто Термины и понятия
Поза в балете Балет и танец
Уменьшение Термины и понятия
Вспомогательный звук Теория музыки
Венеция музыкальная Национальные культуры

Реклама