позднегреч. troparion, уменьшит. от греч. tropos — троп
Жанр византийской, а позднее и древне-русской гимнографии. Первоначально - краткий припев к определ. фрагментам литургич. песнопения. Представляет собой муз.-поэтич. комментарий к священному тексту в честь святого или к.-л. события библейской истории. Ранние Т. писались ритмич. прозой; в связи с распадом антич. просодии и под влиянием семитической поэзии (гл. обр. Ефрема Сирина, 4 в.) возникли стихотворные Т. с опорой на словесное ударение. Жанр Т. подчинялся муз.-ритмич. и смысловым образцам и нередко сам становился моделью для др. произв. (см. Ирмос). Позднее, в составе кондака, Т. имел тонич. метрику со вставками силлаботоники и зачатками рифмы. Параллельно создавались самостоятельные ("автомелические"; др.-рус. самогласен) и "уподобительные" (др.-рус. подобен) Т., различавшиеся по функции в службе: стихира - Т., вторящий стиху псалма; ипакои - "отклик" на песнопение; богородичен - последний Т. в той или иной группе стихир и др.
При переводе и создании новых Т. в России (с 11 в.) силлаботоника была почти полностью утрачена, иногда вводилась простейшая рифма, соблюдалась поэтич. интонация стиха. Рус. Т. любого распева - небольшое песнопение, образованное последованием поэтич. и мелодич. строк; многие Т. основаны на гласовых попевках. Смысловые разделы поэтич. текста Т., как и других, подобных ему, песнопений, заканчиваются каден-ционными мелодич. оборотами (т. н. конечными попевками);
Тропарь знаменного распева "Глас господень". 8-й глас.
Т. обычно состоит из 2 или 3 таких разделов. Встречаются Т. единого строения.
Литература: Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Аверанцев С. С., Традиция греческой "диалектики" и возникновение рифмы, в кн.: Контекст. 1976, М., 1977; его же, Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977; Wellesz E. J., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Mitsakis К., The hymnography of the Greek church in the early Christian centuries, в кн.: Jahrbuch der цsterreichischen Byzantinistik, Bd 20, W., 1971.
H. Д. Успенский