Система условных знаков для записи танца вначале именовалась хореографией (этот термин был введён в 1700 учителем танцев Р. Фёйе, Франция).
Потребность в З.т. существовала издавна. Считают, что древние египтяне пользовались для этой цели иероглифами. В храмах Юж. Индии сохранились скульптурные изображения 108 каран — основных положений инд. классич. танца. Римляне употребляли систему записи жестов, применявшихся в пантомиме. В Зап. Европе попытки описания и записи танцев сохранились в рукописях 15 в. (Гульельмо Эбрео да Пезаро, 1463; анонимная, т.н. «золотая», рукопись бассдансов Маргариты Австрийской), где так же, как и в одном из первых печатных трудов о танце, приписываемом М. Тулузу (ок. 1499), использован буквенный способ обозначения pas (первая буква танц. термина обычно служила обозначением движения). Этот способ был наиболее успешно применён Туано Арбо («Орхесография», 1588), дополнившим его описаниями и рисунками. В кн. Ф. Карозо «Танцовщик» (Венеция, т. 1 — 2, 1581) была сделана первая попытка передать схему танца-шествия в графич. форме. Фёйе в своём труде «Хореография, или искусство записи танца…» (1700) использовал принципы, разработанные его учителем П. Бошаном, балетмейстером Королевской академии музыки в Париже. Введённая Фёйе графич. система записи, основанная на условном обозначении движения, продержалась до кон. 18 в. (в 1-й пол. 18 в. франц. танцмейстер П. Рамо развил её, дополнив обозначениями движений рук и муз. размера). В нач. 19 в. с усложнением танц. техники возникла необходимость более точной передачи движения по вертикали, в связи с чем стали применять схематич. изображение движущегося человека. В 1852 франц. балетм. А. Сен-Леон в кн. «Стенохореграфия…» сделал попытку показать развитие танца в пространстве, введя обозначение кулис (планов сценич. площадки) и указывая для каждого движения ног соответствующие координированные движения корпуса, головы и рук.
В России система Сен-Леона была развита и усовершенствована в труде А. Я. Цорна «Грамматика танцевального искусства и хореографии» (1890). Значит, интерес представляет система З.т., созданная артистом петерб. балета В. И. Степановым, разработавшим принципы нотнолинейной записи (знаки располагались на нотном стане). Степанов ввёл в З.т. понятие градуса (величина сгибания и разгибания суставов), успешно фиксировал ритм, мизансцены и планы движения. Система записи Степанова преподавалась балетм. А. А. Горским в классе балета Петербург, театр, уч-ща. По этой системе в Мариинском т-ре было записано 27 балетов.
В 20 в. продолжались попытки в разных странах создать систему З.т., удовлетворяющую совр. требованиям: передача направления, длины, ширины и формы шага, особенностей постановки и отрыва ног от земли, положений рук, торса, головы; ритма, темпа и динамич. особенностей движения в его соотношении с музыкой; передача мизансцен и плана движений действующих лиц по площадке, а также движений всех частей тела в разл. плоскостях. В отдельных случаях системы основывались, как и раньше, на нотнолинейной записи (Я. Кула, 1927; П. Конта, 1931) или на записи с помощью изображения движущегося человечка (С. Бабица, 1939). Новые системы также используют условные знаки (Я. Моррис, 1928, и др.). Наибольшее распространение получили две системы: разработанная в Германии Р. фон Лабаном и Р. и Дж. Бенеш в Великобритании. Лабан положил в основу своей системы принципы теории выразительного жеста, разработанной Ф. Дельсартом (Франция). Лабан назвал свой анализ форм движения «хоревтикой» («Хореография», 1926). В дальнейшем она утвердилась под названием «Лабанотейшен». В 40-х гг. Лабан и его последователи продолжали разработку этой системы. В 1940 в Нью-Йорке было создано Бюро записи танца, один из основателей к-рого Э. Хатчинсон — крупнейший совр. специалист по З.т. Бюро организовало запись мн. постановок (Дж. Баланчина, X. Хольм, Д. Хамфри). В Великобритании получила распространение система Р. и Дж. Бенеш, опубликованная в 1956. Она основана на условных обозначениях положений частей тела по отношению к сценич. пространству. Стан с записью танц. движений помещается под нотным станом. Система Бенеш изучается в англ, балетных школах (в т. ч. в школе Королевского балета). Бенеши создали в нач. 60-х гг. Ин-т хореологии, к-рый готовит специалистов по З.т. Ведущие зап.-европ. труппы имеют в штате «хореологов», к-рые фиксируют новые постановки.
В СССР разработкой разл. способов З.т. занимаются Всесоюзный дом нар. творчества им. Н. К. Крупской в Москве, республиканские Дома нар. творчества и Всерос. театр, об-во. Широко применяется киносъёмка. Наиболее распространён описательный способ фиксации танца, особенно при записи нар. танцев. В 1940 вышла книга С. С. Лисициан «Запись движения», в к-рой изложена история З.т., разработана оригинальная система и дана обширная библиография. В 1980 Мин-во культуры СССР приняло методику З. т., являющуюся основой авторского права балетмейстеров.
Литература: Цорн А. Я., Атлас к грамматике танцевального искусства…, Од., 1890; Таблица знаков для записывания движений человеческого тела по системе… В. И. Степанова, сост. А. Горский, СПБ, 1899; Худеков С., История танцев, ч. 2, П., 1914, гл. 17; ч. 4, П., 1918, гл. 20; Марголис Е., О записи танца, М., 1950.
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.