Идейность в искусстве — понятие, обозначающее приверженность художника определённой системе идей и соответствующему ей социальному, нравственному и эстетическому идеалу, образное воплощение этих идей в искусстве.
Под И. в каждую эпоху подразумевается передовая И., выражающаяся в духовной ориентации художника на прогрессивные обществ. силы. Приверженность реакционным идеям и деятельность по их осуществлению — антиподы подлинной, прогрессивной И. Передовая И. противоположна также безыдейности — безразличию к духовному смыслу обществ, событий, отказу от ответственности за решение социально-нравств. проблем.
И. в иск-ве — критерий оценки художеств, произведений, обладающих социально значимой проблематикой. Она органически присуща содержанию художеств. произведения, в т. ч. балетного. И. подразумевает социальную, философскую, политическую или этическую значимость темы, общественно-идеологич. направленность творчества, правдивость художеств, идеи. Художеств. Идея — это образно-эмоциональная, обобщающая мысль, лежащая в основе содержания художеств, произведения, в т. ч. балетного спектакля.
И. проявляется в иск-ве не как отвлечённая мысль, а в живой плоти художеств. образа, как внутренний смысл характеров и событий. Даже в простейшем бытовом (бальном) танце присутствует идея красоты человека. В нар. танцах можно найти идеи, связанные с утверждением разл. видов труда и особенностей нац. быта. В балете хореографич. иск-во поднимается до воплощения сложных нравственно-философских и социальных идей. Спектакль, лишённый идейного смысла, пуст и бессодержателен. В любом же художественно полноценном спектакле воплощена к.-л. значительная гуманистич. идея: в «Жизели» — преданная любовь, искупающая зло; в «Спящей красавице» — торжество добра над коварством и тёмными силами; в «Пламени Парижа» — победа революц. народа над отжившими классами; в «Спартаке» — трагич. гибель героя в борьбе за нар. счастье, и т. д.
Присущая всякому подлинному иск-ву, И. проявляется в балете специфически. Хотя в балете отсутствует слово, танец может выразить такие оттенки состояний и чувств человека, к-рые не доступны слову. Он выражает мысль, преображённую в чувство, и чувство, наполненное мыслью. Идея воплощается в балете также через осмысленность ситуаций, конфликтов, событий хореографич. действия. Она является как бы выводом из контрастов, сопоставлений, развития и разработки действия, из всей образной структуры спектакля и составляет его внутренний смысл. Все компоненты спектакля подчиняются воплощению его идеи. Последняя лишь условно и приблизительно может быть выражена в краткой словесной формулировке (напр., победа добра над злом, трагич. несовместимость любви и жестоких условий жизни, героич. подвиг народа в сопротивлении врагу и др.). По существу же вся её конкретная полнота раскрывается в образной хореографич. ткани спектакля в целом. Пути к этому различны и могут быть выражены через лирич. чувство («Шопениана», балетм. М. М. Фокин, 1907; «Классическая симфония» на муз. С. С. Прокофьева, балетм. К. Ф. Боярский, 1961), сюжет и характеры действующих лиц [«Бахчисарайский фонтан» (1934) и «Медный всадник» (1949) балетм. Р. В. Захаров], поэтич. иносказание-символ, олицетворение, метафору («1905 год» на муз. 11-й симфонии Шостаковича, балетм. И. Д. Вельский, 1966; «Сотворение мира» Петрова, балетм. В. Н. Елизарьев, 1976), сложное сочетание лирико-эмоциональных, сюжетно-повествовательных и иносказательно-символич. обобщений («Каменный цветок», 1957; «Спартак», 1968, балетм. Ю. Н. Григорович). В спектакле «Легенда о любви» (1961, балетм. Григорович) каждый его эпизод подчинён раскрытию идеи величия человека, проявляющегося в любви, в самопожертвовании во имя долга. Не только события действия, но и хореографич. решение, конкретная танц. пластика всех эпизодов направлены на воплощение центральной идеи произведения, обретающей в его хореографич. ткани образную плоть.
Для упадочного формалистич. иск-ва, распространённого во мн. странах капиталистич. Запада, характерны безыдейность, духовная опустошённость, формализм. Сов. хореографич. иск-ву И. свойственна в высокой степени. Она — один из важнейших принципов социалистического реализма, проявление партийности иск-ва. Если в 19 в. балет, ограниченный придворно-аристократич. эстетикой, по уровню своей И. отставал от др. иск-в, вызывая критику со стороны представителей передовой идеологии, то в сов. время в балете, как и во всех иск-вах, решаются общие идеологич. задачи, выдвигаемые жизнью народа. По богатству и Глубине идей сов. балет является шагом вперёд в развитии мировой хореографии. Вместе с тем значит, идеи, хотя и составляют условие содержательной глубины спектакля, сами по себе ещё не обеспечивают автоматически силу его воздействия. Необходима художеств, яркость воплощения этих идей, убедительность их образного решения в соответствии со спецификой хореографич. иск-ва.
На первом этапе развития сов. балета хореографы стремились воплощать значит, обществ, идеи в условных, символико-аллегорич. формах, что нередко приводило к схематизму и отвлечённости (танцсимфония «Величие мироздания» на муз. 4-й симфонии Л. Бетховена, 1923, «Красный вихрь» Дешевова, 1924, балетм. Ф. В. Лопухов). В 30-е гг. балетмейстеры достигли значит. успехов на пути сближения балета с лит-рой и драматич. т-ром, что способствовало усилению его И., причём идеи облекались в плоть и кровь реалистич. спектакля («Бахчисарайский фонтан», 1934, балетм. Захаров; «Ромео и Джульетта», 1940, балетм. Лавровский). С кон. 50-х гг. в сов. балет вошли более сложные формы хореографич. решений, синтезировавшие достижения предшествующих периодов и позволившие выразить значит, философские и нравственные идеи более специфич. для балета способом (спектакли Григоровича, Вельского, О. М. Виноградова, Н. Д. Касаткиной и, В. Ю. Василёва и др.). В совр. сов. балете используется всё многообразие форм воплощения значит, идейного содержания. Его И. неотрывна от художественности, от специфич. воздействия хореографич. иск-ва на зрителя.
Литература: Слонимский Ю., Советский балет, М. — Л., 1950; его же, Семь балетных историй, [Л., 1967]; его же, В честь танца, М., 1968; Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера, 1917 — 1967. [Сб.], М., 1966; Карп П., О балете, М., 1967; его же, Балет и драма, Л., 1980; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., [М., 1971]; его же, Статьи о балете, Л., 1980; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976; Советский балетный театр, М., 1976.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.