португ. folia, букв.— безумие; нем. — Folia, итал. follia, франц. folie
Народный танец и танцевальная песня в трёхдольном метре португальского происхождения. Первые упоминания о Ф. относятся к кон. 15 в. Тогда она была карнавальным "потешным" танцем, подобным мореске. Его исполнители - мужчины, наряженные женщинами,- вели себя столь дико и шумно, что казались лишёнными рассудка (отсюда название танца). Сопровождалась Ф. кастаньетами, погремушками и др. инструментами, производящими шум. Нотные записи Ф. этого периода отсутствуют. Постепенно слагались мелодико-гармонич. формулы, служившие структурным каркасом Ф. (подобно аналогич. моделям в пассамеццо, бергамаске и романеске). Основанные на них произв. содержатся уже в издании "Cancionero musical de palacio" (ок. 1500), однако ещё под названием паваны, арии и т. д. Одну из таких моделей вместе с руководством к варьированию и образцами обработок приводит Д. Ортис в "Tratado de glosas..." (1553), также не называя её Ф.
Осн. значение в этой модели принадлежит басу; при сохранении общих очертаний он применяется в разл. вариантах - с пропуском начальной тоники, с нек-рыми интонац. отклонениями. Изредка трёхдольный метр уступает место двудольному. Первая дошедшая до нас мелодия, обозначенная как Ф., принадлежит С. Салинасу (1577).
Музыка ранних Ф. была быстрой и громкой, с явным преобладанием мажора. Со временем Ф. стала преим. минорной, её темп замедлился, в связи с чем она приблизилась к сарабанде.
Период наивысшей популярности Ф. приходится на кон. 16 - нач. 17 вв.; превратившись в пылкий танец любовного содержания, сопровождавшийся гитарой, она выходит за пределы Португалии и Испании и приобретает известность во Франции, Италии, Англии. В это время Ф. становится излюбленной темой для инстр. вариаций. Вслед за циклом И. И. Капсбергера (Libro primo d'invalatura di chitarrone, 1604) их появилось множество для разных инструментов: органа (Partita sopra l'Aria di Follia Дж. Фрескобальди, 1615), виолы да гамба (М. Маре, 1681), скрипки (М. Фаринелли, 1685, на ту же тему - А. Корелли, ор. 5 No 12, 1700), гитары (в гитарных книгах Р. Рибайаса, 1672, Г. Санса, 1674, 1697), клавесина (Ж. д'Англебер, 1689, А. Скарлатти). Позже, в 18-20 вв., композиторы обращаются в основном к т. н. Les Folies d'Espagne (иногда ошибочно приписываемой Корелли).
Её разрабатывали Дж. Перголези, А. Вивальди, Ж. Б. Люлли; И. С. Бах ввёл Ф. в кантату ("Крестьянская кантата", BWV 212), А. Гретри, Л. Керубини, К. Нильсен - в оперу ("Ревнивый влюблённый"; увертюра к "Португальскому отелю"; "Маскарад"), Ф. Лист создал на её основе виртуозную "Испанскую рапсодию" для фп., С. В. Рахманинов - глубоко трагичные фп. "Вариации на тему Корелли". Как и прежде, Ф.- одна из любимых тем у мастеров гитарной музыки (Ф. Сор, Фолия ор. 15, М. Понсе, "Вариации на Folia de Espana с фугой").
Литература: Mоsеr A., Zur Genesis der Folies d'Espagne, "AfMw", 1919, Jahrg. 1, H. 3; Nettl P., Zwei spanische Ostinatothemen, "ZfMw", 1918/1919, Jahrg. 1, H. 12; Gоmbоsi O., Zur Frьhgeschichte der Folia, "Acta musicologica", 1936, v. 8, No 3-4; Ward L., The folia, в кн.: Internationale Gesellschaft fьr Musikwissenschaft. 5. KongreЯ. KongreЯbericht, Amst., 1953; Hudson R., The folia dance and the folia formula in 17 century guitar music, "Musica disciplina", 1971, v. 25; eго же, The folia, fedele and falsobordone, "MQ", 1972, v. 58, No 3; Seifert H., Spanische Tдnze aus der Zeit um 1600, "ЦMz", 1975, Jahrg. 30, H. 4.
Т. С. Кюрегян