Индийская музыка
Музыка Индии — древнейшая самобытная культура. Она ведёт истоки от нар. и культовых обрядов и связана неразрывными узами с разнообразной трудовой и духовной деятельностью народа, многовековой историей нац. культуры.
Др.-инд. лит. памятники сохранили многочисл. свидетельства о том, что в Индии музыка с давних времён была неотъемлемой частью жизни общины, где музыканты окружались большим почётом. Каждое племя имело своих певцов, в обязанности к-рых входило исполнение гимнов во время религ. и магич. обрядов. Ритуальные песнопения нашли своё отражение в «Ригведе» — одном из наиболее древних письм. памятников Индии (2-е тыс. до н. э.). Песенные тексты более позднего по сравнению с «Ригведой» времени собраны в «Атхарваведе». Мелодии, возникшие на основе литургич. текстов обеих Вед, зафиксировала «Самаведа», с к-рой традиционно связывают происхождение музыки в Индии.
Фрагмент мелодекламации ведического текста.
Трактат по театру, музыке и танцу «Натьяшастра» (1 в. н. э.) даёт основание считать, что ещё задолго до его создания индийцы располагали высокоразвитой, глубоко своеобразной и оригинальной муз. системой. В «Натьяшастре» подробно описываются разнообразные формы вок. и инстр. музыки, особые типы священных кантилен джати (см. пример ниже), муз. инструменты и состав театр. оркестра.
Выдающимся произв. муз.-теоретич. мысли ср.-век. Индии является семитомный трактат Шарангадевы «Сангитаратнакара», содержащий обширные сведения о традиц. инд. ладово-ритмич. построениях — рагах, ритмич. формулах — тала, нац. муз. инструментах.
Другой ср.-век. трактат «Сангитадарпана», созданный на языке хинди музыкантом К. Дамодаром (15 в.), подробно и оригинально комментирует изложение осн. теоретич. принципов «Натьяшастры».
Музыка в Индии — неотъемлемая часть нар. и придв. празднеств с древних времён. Иск-во инд. певцов и инструменталистов органично соединилось в нар. и классич. инд. т-ре. В период расцвета санскритской драматургии в 4–7 вв. инд. классич. музыка достигла большого развития. Изменения, к-рые испытывала муз. система Индии в процессе длит. историч. развития, не коснулись её осн. теоретич. положений.
Древние муз. каноны оставались незыблемыми для мн. поколений инд. музыкантов. Их унаследовали и совр. инд. теоретики и музыканты. В И. м. применяется 7 гл. тонов, соответствующих европ. семиступенной гамме. Обозначаются они начальным слогом санскритского наименования: са (схагра) — соответствует до первой октавы, ри (рисхава) — ре, га (гандхара) — ми, ма (мадхьяма) — фа, па (пангама) — соль, дха (дхавата) — ля, ни (нисхада) — си.
Помимо главных тонов, имеются звуки, производные от основных. Минимальным расстоянием между двумя ступенями лада является интервал немногим более ¼ тона. Благодаря этому октава делится на 22 неравных интервала — шрути (от слова «слышать, различать»), каждый из к-рых может быть исходным пунктом для новой гаммы.
В Индии различают 6 основных и большое количество побочных гамм, построенных по принципу сочетания нижнего и верхнего тетрахордов.
Из большого числа ладов наиболее широкое распространение получили 10 основных (калиан, билавал, кхамадж, бхаирав, пурава, марава, кафа, асавари, бхайрави и тоди), объединённых под общим названием тхат.
Для И. м. характерна импровизация. Любое произв., как инстр., так и вок., строится на основе традиц. ладово-ритмич. построений — раг. Нек-рые из них происходят от нар. инд. мелодий, другие же содержат в своей основе культовые образцы; раги создают проф. композиторы.
Индийские лады тхат.
Древнеинд. музыка насчитывает 7 основных paг и 5 производных от каждой — рагини. С понятием para связано выражение силы, мужества, героизма, рагини ассоциируются с мелодиями, выражающими нежность, любовь, печаль и др. Помимо осн. paг и рагини, древние трактаты называют ещё подраги и подрагини (до 60). Теоретически количество paг бесконечно. Практически же число их ограничено. «Сангитаратнакара» содержит описание 664 paг; в совр. Индии только на юге страны насчитывается более 300 (шестиступенных) paг, пятиступенных — 72, и др. Каждая paгa состоит из вади — главного звука, самавади — второго по значению звука, анувади — группы подчинённых звуков и вивади — диссонирующего звука. Иногда они называются соответственно «правитель», «министр», «помощники» и «враг».
Учение о рагах, разработанное в соответствии с древнеинд. теорией о поэтич. чувствах, эмоциях и эстетич. наслаждении,- раса, подразумевает подчинение интонационно-мелодич. строя раги её идейному содержанию, эмоциональной окраске. Раги призваны вызывать у слушателя определённые чувства и состояния: шрингара — любовь, хасья — веселье, каруна — печаль, вира — героизм, бибхатса — отвращение, рудра — гнев, бхаянока — страх, адбхута — удивление, шанта — успокоение. Исполнение paг приурочивается к определённому времени года (весна, лето, осень, зима) и суток (мелодии утренние, полуденные, вечерние). Напр., paгa дарбари должна вызывать у слушателей состояние раздумья, иогич. сосредоточенности, исполняется в 3 часа утра; paгa бегешвара, способствующая появлению романтич. настроения, может быть сыграна только в полночь, и др. Нек-рые инд. раги наделяются особым магическим свойством: paгa мегха — способностью вызывать дождь, paгa дипак — пожар, и др.
Символика определённых мелодич. настроений не ограничивается лишь областью «чистой» музыки: др.-инд. музыкально-теоретич. тексты предписывают исполнителю иметь соответств. выражение лица в зависимости от характера муз. произв., пользоваться надлежащими жестами и др.
Инстр. и вок. композиция строится по законам трёх-частной классич. формы: первая часть алапа — медленное, проникновенное изложение темы, вторая — сложные мелодико-ритмич. вариации в сопровождении ударных инструментов и третья — гата — кульминационные варианты темы с изысканной усложнённой орнаментацией. Созданные по такому образцу классические композиции исполняются в течение нескольких часов.
Вместе с рагой музыкант берёт для импровизации и определённый ритмич. вариант — тала. Ритм, получивший в инд. музыке особую, разнохарактерную разработку, является одним из наиболее ярких элементов муз. творчества. Применение контрастных ритмич. построений (их более 120) часто приводит к полному переосмыслению муз. темы. Роль ритма в создании муз. образа весьма значительна в силу одногол. характера инд. музыки.
Осн. метро-ритмич. единица — матра обозначается вертикальной чертой под буквой-нотой. Запись ритма чрезвычайно сложна. Ритм может передаваться и при помощи своеобразных силлабич. построений, лишённых какого-либо смысла, под названием тхoра и тхукада (напр., слоги тха, тхунга, тхака, дига, гади и др. составляют определённую ритмич. формулу). Каждый слог соответствует одной ритмич. единице и одновременно указывает способ и манеру исполнения. Размеры, получившие распространение в И. м., весьма разнообразны, начиная от простых — двух-, трёхдольных, кончая более сложными в 5, 7, 8, 9 долей и др. Сложные ритмы во многом определяются неразрывной связью И. м. с иск-вом нац. танца.
Глубоко самобытные системы мудра (положения пальцев рук и кистей танцовщика) и хаста (позиции рук по отношению к телу танцовщика) способны передать сложный лит. текст муз. произв. средствами нац. хореографии, благодаря чему любое вок. произв. может стать достоянием не только слушателя, но и зрителя. Органич. синтез вок. и хореографич. видов иск-ва образует в Индии оригинальные, специфич. нац. формы. Подобные произв. обозначаются особым названием сангит, объединяющим инстр. музыку, пение и танец.
Соотношения музыки и живописи в Индии, характер их взаимосвязей отмечены также печатью большого нац. своеобразия. Иск-ву инд. художников присуще проникновенное умение иллюстрировать мелодию средствами живописи.
«Солнце заходит», Музыка X. Чаттопадхайя.
Разработаны особые способы и приёмы соответствия эмоцион. характера пьесы и её поэтич. текста определённым цвету и форме. Настроения и чувства, заложенные в музыке, передаются цветосочетаниями, ритмом линий и форм. В муз.-теоретич. трактате «Виш-нудхармоттора» (7 в.) упоминается о спец. виде инд. живописи на муз. темы — ваника. Семизвучная гамма ассоциируется в ней с семью цветами: белым, чёрным, жёлтым и др., мелодия — с определённой графич. формой — чира. Широко известны также художеств. композиции под назв. рага-рагини, созданные на муз. темы. Каждая классич. paгa была связана в средние века с традиц. сюжетом инд. миниатюры. Миниатюра на тему раги васанты (весны) изображает Кришну, танцующего среди буйно цветущих деревьев, раги тоди (успокаивающей, ласкающей) — слилась с образом белоликой девушки-сирены, услаждающей оленей игрой на вине, и др.
Из числа разнообразных классич. стилей вок. музыки наиболее популярны дхрупад и кхиял. Истоки дхрупада — в древних храмовых песнопениях, исполнявшихся в честь богов индуистского пантеона, мифологич. героев и прославленных правителей. Имеет четырёхчастную форму (1-я часть — стхаи, 2-я — антара, 3-я — сантара и 4-я — авход). Песни этого стиля торжественны и медлительны. Для них характерны полнота звука, почти полное отсутствие орнаментики (алам-кара). Исполняются под аккомпанемент танпуры и пахаваджа, гл. обр. на бриджбхаше — диалекте сев. р-нов страны. Расцвет дхрупада связан с творчеством индийских классиков Найк Байджу Бавра (кон. 15 — нач. 16 вв.) и Тансена (16 в.), произв. к-рых продолжают широко исполняться в концертах и радиопрограммах. Кхиял — более молодой муз. стиль, результат творч. синтеза дхрупада с перс. музыкой. Песни в стиле кхиял состоят из двух частей (стхаи и антара), богато орнаментированы, подвижны и грациозны. Темой вок. композиций является любовная лирика, аллегорич. и символич. по своему характеру. Исполняется в сопровождении табла. Кхиял — один из самых популярных вок. стилей в совр. Индии. Широкое распространение имеют также изящные лирич. песни в стиле тхумри, лирич. вок. композиция таппа, содержащая в своей основе нар. песни Пенджаба, бхаджан и киртан, близкие образцам нар. музыки Бенгалии.
Несмотря на то, что древняя проф. музыка в своих истоках тесно связана с нар. муз. творчеством, формы классич. и нар. вок. музыки значит. отличаются друг от друга. Нар. инд. песня многообразна — в каждом штате страны имеются свои собств. локальные формы (бхатиали — в Бенгалии, павада — в Махараштре, каджри — в Уттар-Прадеше и др.), традиции исполнит. иск-ва. Как правило, нар. песни невелики по размеру, просты по мелодическому строению, текст зачастую является непосредственным откликом на политич. события, характеризуется социальной окраской.
Очень разнообразен инд. нац. инструментарий — насчитывается св. 300 инструментов. Одни из них распространены по всей стране, другие встречаются только на юге или севере Индии. Наиболее древний — вина, ассоциируется у индийцев с богиней знания Сарасвати. Известны две разновидности вины — северо-инд. и южноинд. В северных районах популярен щипковый муз. инструмент ситар, напоминающий по внешнему виду мандолину с вытянутой шейкой. Саранга — струн. смычковый муз. инструмент, часто используется для аккомпанемента певцу (точно передаёт модуляцию человеческого голоса). Из духовых муз. инструментов широко распространены флейта бансури (или мурали) и своеобразный инструмент, обладающий чистым, приятным звуком, — шахнаи. Бансури делается из полого бамбука, держат её в вертикальном положении. Диапазон — две октавы. Шахнаи изготовляется из дерева или металла; представляет собой полую цилиндрич. трубку со значит. расширением в нижней части. По звучанию неск. напоминает гобой. Регулируя струю воздуха, на нём можно воспроизводить интервалы в четверть тона. Благодаря широким исполнительским возможностям инструмент очень популярен. На юге распространён инструмент нагасварам, разновидность шахнаи. По преданию, шахнаи и нагасварам приносят счастье, поэтому на них играют на свадьбах и празднествах (группа из 6 музыкантов). Ударные муз. инструменты представлены в Индии особенно широко. Среди барабанов особое место занимает южноинд. барабан мриданг. Корпус мриданга изготовляется из дерева, правое и левое донышки покрывают козьей кожей, натянутой при помощи ремней, пропущенных через деревянные колодки. На центр одного донышка накладывают круг из особой смеси, чем достигается повышение тона. Североинд. барабан пахавадж почти идентичен мридангу (исключая второстепенные детали и технику игры). Табла — один из самых усовершенствованных инд. барабанов, состоит из двух небольших барабанчиков, один для левой, другой для правой руки. Играют на табла одновременно обеими руками. Инд. металлич. тарелки представлены мн. видами. Наиболее широкое распространение имеют картал и манджира. Первый отличается большим размером, второй, величиной не более чайного блюдца, иногда прикрепляется к одежде танцовщика, к-рый извлекает звук ударом палочки по металлич. диску. В нек-рых р-нах Индии металлич. тарелки, отбивая ритм, ведут за собой оркестр (получили название талам, т. е. ритм).
В 13–14 вв. в Сев. Индии на месте мелких разобщённых княжеств возникло первое в истории страны мусульм. гос-во, осн. завоевателями Передней и Средней Азии. Муз. культура Индии вступила в непосредств. соприкосновение с муз. наследием мусульм. Востока. В результате сформировались новый муз. стиль, новые вок. и инстр. формы, синтезировавшие традиц. муз. иск-во как индусов, так и мусульман. В отличие от южноинд., или карнатского, новый стиль получил назв. североинд., или хиндустани.
В ср.-век. период инд. классич. музыка, длительное время развивавшаяся при дворах мусульм. правителей, утратила присущую ей в древности органич. связь мелодии и слова. Меценаты, законодатели муз. вкуса, из-за незнания языков народов Индии часто не могли по достоинству оценить лит. текст муз. произв. Постепенно поэтич. слово уступает место технически сложным вокализам, пышной орнаментике. Внешний декор, изощрённость, отрыв от жизни — характерные черты ср.-век. инд. классич. музыки.
Однако в ср.-век. период в Индии жили и творили одарённые певцы и инструменталисты. Поэт и музыкант Амир Хосров Дехлеви (13–14 вв.) создал вок. произв. на разл. яз. народов Индии, к-рые продолжают исполнять совр. певцы в разных районах страны. Традиция приписывает Амиру Хосрову изобретение популярного муз. инструмента — ситара. Особой заслугой композитора является введение в И. м. особенностей звукорядов перс. макомов.
Одному из наиболее выдающихся могольских правителей Акбару (16 — нач. 17 вв.) удалось собрать при дворе мн. талантливых инд. музыкантов. Эти музыканты подразделялись на семь групп, поочерёдно обслуживавших двор в течение недели. «Отцом» И. м. и «девятой жемчужиной» двора Акбара называют в Индии прославленного Миана Тансена, создавшего новые раги на основе синтеза муз. культур мусульман и индусов. Приближённый Акбара историк и музыкант Абдуль-Фазль в своём труде «Аин-и-Акбара» отвёл спец. разделы муз. теории средневековья.
В кон. 19 — нач. 20 вв. под влиянием роста нац.-освободит. движения и нац. самосознания в передовых кругах муз. общественности резко возрастает интерес к изучению нац. муз. наследия. В этой области значительна деятельность великого инд. поэта и музыканта Р. Тагора, создавшего более 2500 муз. произв., из к-рых ок. 20 для муз. т-ра. Первыми муз. драмами Тагора были «Гений Вальмики» (1881, совм. с Д. Тагором) и «Роковая охота» (1882). В этих произв. Тагор возвратил инд. проф. музыке утерянную в средние века традицию единства слова и его муз. выражения. В спектаклях Тагора впервые были слиты воедино элементы европ. и инд. музыки. Песни в музыкально-танц. драмах Тагора содержали в своей основе классич. раги, но их аранжировка была необычной. Вплетённые в муз. ткань спектакля европ. мелодии получили глубокую нац. интерпретацию. Введя в них характерные инд. ритмы, композитор добился полного переосмысления муз. образов. Одним из приёмов Тагора было введение акцента на первой доле, характерного для классич. стиля дхрупад. Выдвинутая Тагором идея синтеза муз. культур Востока и Запада явилась началом нового этапа в развитии муз. иск-ва Индии.
Новаторским для И. м. был введённый Тагором принцип точного воспроизведения мелодии и текста. Импровизация полностью исключалась. Тагор создал при Ун-те Вишвабхарати (Шантиникетон) театр-студию, в к-рой внимательно изучались наиболее ценные образцы инд. музыки, хореографии, нар. муз. зрелищ. Здесь впервые были исполнены мн. сценич. произв. Тагора, к-рые он сам ставил, нередко исполняя гл. роли. В 30-е гг. Тагор создал свои широко известные танц.-муз. драмы «Читрангада» и «Чандалика», в 1940 — последнее произв. этого жанра, пьесу «Шьяма». Более чем полувековая деятельность Тагора в области И. м. и хореографии оказала огромное влияние на развитие нац. культуры. Призыв Тагора к пристальному изучению муз. культурного наследия нашёл живой отклик в среде прогрессивных инд. музыкантов. Широкий размах приняло движение по изучению фольклора в Бенгалии (Об-во нар. песни и танца, созд. в 1929; Бенгальское об-во по сохранению народного иск-ва, созд. в 1932), в сев. провинциях (Об-во музыки и танцев народов Индии, созд. в 1933), на юге (Центр иск-ва Кералы, созд. в 1930) и др.
В 40-е гг., предшествовавшие завоеванию Индией независимости, активизируется муз. жизнь страны. Развивается традиц. форма муз. т-ра, ведущая своё начало со времён далёкой древности,- джатра (Бенгалия), возникшая из пастушеских игр и религ. процессий культа Вишну-Кришны; в ней объединяются танец, пантомима, слово, инстр. и вок. музыка. Как жанр оформилась к 16–17 вв. Джатру исполняют юноши и мужчины. Оркестр включает ударные и духовые нац. муз. инструменты и небольшую переносную фисгармонию. Среди известных композиторов, писавших музыку для джатры,- К. Госвами. Другие традиц. формы муз. т-ра — якшагана (Керала), а также получившая своё окончательное оформление в 17 в. тамаша (Махараштра) и мн. др. наполняются новым актуальным содержанием, отражающим борьбу народа за освобождение, политич. независимость. Песни инд. композиторов, призывающие к борьбе с брит. колониализмом, приобретают широкую, всенародную известность. С достижением страной независимости (1947) И. м. становится на новые пути развития, инд. музыканты получают широкий доступ в конц. залы, муз. т-ры, киностудии.
В течение 50-70-х гг. музыка индийского кино сформировалась как самостоят. муз. жанр. Для кино пишут: известный далеко за пределами Индии композитор А. Бисвас, создавший музыку к фильмам «Утешительница Хамдарад», «Мунна», балет «Танец мира» и др., композиторы Н. Али (фильмы «Байджу Бавра», «Дидар» и др.), Рави Шанкар и Джайкишан (фильмы «Бродяга», «Господин 420»), III. Чоудхури (фильм «Два бигха земли»). Авторы киномузыки идут по пути синтеза музыки Востока и Запада, вводят в состав оркестра европ. муз. инструменты, используют полифонию и др. В совр. Индии успешно работает большая группа нац. композиторов, стремящихся отразить в музыке жизнь своей родины, её борьбу на пути прогресса, стремление к дружбе и миру между народами. К их числу принадлежат Рави Шанкар, виртуоз на ситаре, создавший много песен («Наша Индия лучше всех» и др.) и инстр. пьес, X. Чаттопадхая, известный бенгальский поэт и артист, автор широко популярных песен «Солнце заходит», «Продавец сыра» и др., Ш. Чоудхури, создатель широко известных патриотич. песен «Привет тебе», «Родина», «О ты, идущий к свету», «Песня о мире» и др.
Значит. группу деятелей муз. иск-ва объединяет Всеиндийское радио. В 1952 в Дели был создан нац. оркестр «Вадья Вринда», гастролирующий во мн. городах страны. Оркестр ведёт эксперимент. работу по созданию новых и обновлению старых муз. форм. Хор. коллективы организованы в радиоцентрах в Дели, Бомбее и др. городах. Издаётся муз. журнал «Бетар Джатат». С 1954 Всеиндийское радио ежегодно проводит муз. конференции, включающие серию открытых концертов с участием выдающихся исполнителей, дискуссии и симпозиумы по проблемам симфонизма, гармонизации нац. музыки, реформе муз. образования, нотации и др.
Система муз. образования в Индии претерпевает существ. изменения. Место устадов (учителей), передававших своё иск-во традиционными, порой архаичными методами, занимает широкая сеть уч. заведений — Академия музыки (Свати Тирунала) в Тирува-нантапураме (Керала), Колледж музыки Карнатика (Мадрас), Ун-т Гандхарвы (Бомбей) и мн. др. Во мн. ун-тах Индии функционируют ф-ты музыки — в Мадрасе, Варанаси (Бенарес), Бароде, Дели, Аннамалае, Шантиникетоне, Калькутте и др.
Важным мероприятием, проведённым правительством в целях возрождения и развития культуры народов Индии, явилось создание в Дели Академии музыки, танца и драмы (Сангит натак академи) в 1953 и её многочисл. филиалов во всех штатах страны. Академия проводит большую работу по изучению муз. жизни Индии, оказывает финансовую помощь муз. учреждениям, организует фестивали музыки; ею создан архив — фонд муз. записей и грампластинок.
Инд. муз. театр наследует многовековые традиции нац. муз. культуры. Муз. спектакли, созданные инд. композиторами, только условно могут быть названы балетами или операми, т. к. они включают в себя по традиции самые разнообразные средства сценич. выразительности с преобладанием в одном случае танца, в другом — пения. Обращение к мифологич. сюжетам до сего времени не является исключением, мн. выдающиеся произв. инд. композиторов и хореографов созданы по мотивам древних эпич. поэм «Рамаяна» и «Махабхарата» (балеты «Рамаяна» Васудевачария, «Шива и Парвати» Шанкара, «Рамлила» и др.). Совр. тема находит на инд. муз. сцене достойное воплощение в произв. композиторов Шилы Ватса (опера «Иссушенная земля», посв. борьбе инд. крестьян против помещиков-заминдаров), Гулям Хайдара (опера «Непокорённый Пенджаб», рассказывающая о выступлении народа против брит. колониализма), М. Бхаттачария и Б. Нунда, Бахадур Хусейн Хана и др.
Наиболее известными инд. инструменталистами являются: на севере страны Рави Шанкар, Тхиру Пиллаи, Али Акбар, Вилайят Хан, Гиян Пракаш Гхош, Муштак Али Хан, Радхика Мохан Мойтра, на юге С. Баланчандер, К. С. Нараянсвами, Т. Н. Кришнаи, П. Рагху, М. Д. Раманатхам, У. Сивараман, Д. Айенгар и др.; среди вокалистов — Д. Мукерджи, Васанта Кумари, Раттаммал, С. Говиндараджай, Гидамбарам Джаяраман, Суриндер Капур, Мира Чаттерджи, О. Тхакур, В. Патвардхан, Н. Чоудри и др.
Литература: Синявер Л. С., Музыка Индии, М., 1958; Бабкина М. П., Музыка Индии, в кн.: Культура современной Индии, М., 1966, с. 172–80; Mенон Н., Индийская музыка сегодня, в кн.: Музыка народов Азии и Африки, М., 1969, с. 250–59; Fox Strangways A. H., The music of Hindustan, Oxf., 1914; Lachmann R., Musik des Orients, Breslau, 1929; Sambamoorthy P., South Indian music, Madras, 1941, 1958; Mukerji D. P., Indian music, Bombay, 1945; Danielou Alain, Northern Indian music, L., 1950; Ropleу H. A., The music of India, L., 1921; Calcutta, 1950; Sanyal Amiyanath, Ragas and Raginis, Calcutta, 1959.
M. П. Бабкина
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Индийский классический танец →