Постановка голоса — приспособление и развитие голоса для профессионального использования певцами, артистами драмы, ораторами, лекторами, педагогами, т. е. лицами, которые в связи с профессией выступают перед большой аудиторией. Поставленный голос отличается звучностью, повышенной громкостью, широтой звуковысотного диапазона, богатством тембровых красок, чёткостью произнесения слов, малой утомляемостью.
Методика постановки голоса для разл. видов пения и речи различна, хотя и опирается на общие принципы использования дыхания, резонаторов, артикуляторных органов. Поставленный для пения в классической манере голос характеризуется устойчивым, ровным, «опёртым» звучанием на протяжении всей звуковой шкалы, особым певческим тембром, сообщающим голосу качества звонкости и округлости, способностью «литься», «тянуться», что позволяет исполнять большие фразы на одном дыхании, свойством хорошо нестись в зал — т.н. полетностью. Если значительная часть этих качеств присуща голосу не проходившего специальной подготовки певца, говорят о голосе, поставленном от природы. Большинство певческих голосов от природы несовершенно и требует постановки.
С физиолого-акустической стороны поставленный голос отличается способностью при минимальных затратах мышечной энергии создавать максимальный акустический эффект. Это достигается нахождением оптимального рабочего режима, наилучшей координации, осуществляемыми под контролем слуха, мышечных, резонаторных и др. ощущений. Оптимальная координация ощущается поющим в виде чувства «опоры» голоса, определенного «места» его звучания, резонаторного ощущения маски. Сохранение певцом этих ощущений в процессе исполнения создаёт у слушателя впечатление устойчивости звука, поставленного голоса.
Литература: Прянишников И. П., Советы обучающимся пению, СПБ, 1899, СПБ, 1912, то же, М., 1958, Rаботнов Л. Д., Основы физиологии и патологии голоса певцов, М., 1932; Заседателев P. P., Научные основы постановки голоса, М., 1937; Левидов И. И., Певческий голос в здоровом и больном состоянии, Л.-М., 1939; Аспелунд Д. Л., Развитие певца и его голоса, М.-Л., 1952; Голубев П. В., Советы молодым педагогам-вокалистам, М., 1956; Жинкин Н. И., Механизмы речи, М., 1958, Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л., 1967, Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968, Вопросы вокальной педагогики, вып. 1–5, М., 1962–76, Marafioti P. M., Caruso’s method of voice production, N. Y., 1922, посл. изд. 1950; Witherspoon H., Singing: a treatise for teachers and students, N. Y., (1925); Curry R., The mechanism of the human voice, N. Y. — Toronto, 1940; Holmes F. L. D., A handbook of voice and diction, N. Y., 1940; Garcнa M., Ecole de Garcia; traite complet de l’art du chant, v. 1–2, P., 1847 (рус. пер. — Гaрсиa M., Школа пения, ч. 1–2, М., 1956); Machabey A., Le bel canto, P., (1948); Кagen S., On studing singing, N. Y., (1950); Reid C., Bel canto; principles and practices, N. Y., 1950; Соссhi L., Il canto artistico, Torino, (1953); Stanley D., Your voice: applied science of vocal art, N. Y., (1957); Tarneaud J., Pour obtenir une voix meilleure, P., (1957); Husson R., La voix chantee, P., 1960 (рус. пер. — Юссон Р., Певческий голос, M., 1974); Levin N., Voice and speech disorders, Springfield, (1962); Husler F., Rodd-Marling J., Singing: the physical nature of the vocal organ. A guide to the unlocking of the singing voice, L., (1965); Vennard W., Singing: the mechanism and the technic, N. Y., 1968.
Л. Б. Дмитриев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.