Венгерский балет
Проф. балетное искусство известно в стране со 2-й пол. 18 в., когда во дворцах австро-венг. аристократии начали выступать иностр. танцовщики (в 1772 — Ж. Ж. Новер со своей труппой; в 1794 — С. Вигано и его жена М. Медина). В этот же период многочисл. странствующие труппы и танцовщики-любители, учащиеся драматич. школ активно популяризировали нац. танц. искусство как в самой Венгрии, так и за её пределами (Л. Сёллёши-Сабо, И. Фаркаш, Ш. Вестер, Ш. Фитош и др.). Однако политич. гнёт и экономич. отсталость Австро-Венгерской империи препятствовали развитию нац. балетного театра. Талантливые артисты не могли получить доступа на столичную сцену, а хореографич. искусство не имело в Венгрии той поддержки, какой оно пользовалось при мн. европ. королевских дворах.
Большое значение для появления интереса к балетному искусству в Венгрии имели выступления на будапештской сцене в сер. 19 в. выдающихся танцовщиков: Ф. Эльслер, Ф. Черрито и А. Сен-Леона, Л. Гран, М. и П. Тальони и др. Итальянский балетмейстер Ф. Кампилли в течение почти 40 лет ставил на сцене Национального театра, а затем Венгерского оперного театра (открыт в 1884) посредственные стереотипные балеты, приглашал преим. иностр. артистов и поэтому известная венг. танцовщица Э. Араньвари, работавшая в Будапеште в 1854–59, вынуждена была эмигрировать.
Отдельные попытки создания венг. нац. балетного репертуара предпринимались ещё в 40-е гг. Так, пантомимы «Шобри…» и «Сражение у Белого храма», поставленные в 1848 в Нац. театре Ш. Вестером и Л. Киланьи, отразили патриотич. настроения передовой части венг. общества. В 90-е гг. в Венг. оперном театре было поставлено неск. нац. балетов, созданных на музыку венг. композиторов («Чардаш» Стояновича, «Виора» Сабадоша, «День и Ночь» Тота и Меца, и др.).
В кон. 90-х гг. в Будапеште гастролировала балетная труппа Мариинского театра. Выступления рус. артистов способствовали распространению классического танца и усилению интереса к хореографич. искусству. В 1912–13 здесь гастролировала труппа А. П. Павловой, а затем Русский балет Дягилева. В 1902–15 в Венгрии работал итал. балетм. Н. Гуэрра, который поставил ок. 20 балетов и воспитал плеяду впоследствии известных артистов, педагогов и балетмейстеров: Э. Нирши, Ф. Надаши, Т. Шебеши, А. Паллаи и др.
Заметным событием стала постановка балета «Деревянный принц» (1917, балетм. О. Зёбиш и Э. Брада) в Венг. оперном театре. В кон. 20 — нач. 30-х гг. в театре работали балетм. О. Сентпал, Э. Галафреш, А. Гобье, Р. Кёллинг, А. Миллош, Р. Брада. Здесь складывались основы нац. хореографии. Постановки балетм. Я. Цеплиньским балетов «Чонгор и Тюнде» Вайнера, «Коппелия»; «Венгерские фантазии» на муз. Листа, «Деревянный принц», а также организаторская деятельность руководителя театра — художника и режиссёра Г. Олаха позволили поднять художественный уровень труппы.
Одни из первых крупных хореографов Венгрии — Р. Брада (пост. балет «Священный факел» Дохнаньи, 1934) и А. Миллош (спектакль «Куруцкая сказка» на муз. Кодая, 1935). Большое значение для венг. балетного искусства имела педагогич. деятельность Надаши (в прошлом ученика Э. Чеккетти и Н. С. Легата), воспитавшего целое поколение танцовщиков (Ж. Кун, Г. Лакатош, В. Фюлёп, Ф. Хаваш, А. Орос, В. Рона, В. Сумрак, Ж. Меньхарт) и сумевшего привить ученикам стиль итал. и рус. классич. школ танца. В кон. 30-х гг. начал ставить первые балеты Д. Харангозо. Балетом «Сцена в корчме» Хубаи он положил начало подлинно нац., реалистич. направлению венг. хореографии. Его искусство подняло венг. балет на уровень европ. балетного искусства.
После освобождения Венгрии от фашизма (1945) открылись широкие перспективы и для балетного театра. Харангозо впервые осуществил постановку балета Б. Бартока «Чудесный мандарин».
С нач. 50-х гг. в Венгрии начали работать сов. балетмейстеры и педагоги, деятельность которых способствовала дальнейшему расцвету венг. балета. В. И. Вайнонен и К. Армашевская организовали девятимесячные курсы повышения квалификации педагогов, ознакомив их с методикой школы А. Я. Вагановой. Сов. хореографы оказали также содействие в создании Института балета. С 1963 педагогом и репетитором балетной группы была О. В. Лепешинская. Мн. венг. артисты приезжали в Москву и Ленинград для учёбы в хореографич. училищах или совершенствования мастерства. Среди них известные танцовщики и балетмейстеры разных поколений: Ш. Баркочи, М. Бретуш, И. Дожа, М. Кекеши, Ж. Кун, Ж. Меньхарт, Ж. Мереньи, М. Мецгер, В. Рона, Ш. Тот, В. Фюлёп, Ф. Хаваш, Э. Хандель, Я. Хетеньи, Э. Эн.
В репертуар балетной труппы Венг. оперного театра вошли балеты классич. наследия и сов. композиторов, поставленные в Венгрии сов. хореографами, также явившиеся отличной школой для венг. артистов: «Щелкунчик» (1950, балетм. Вайнонен), «Лебединое озеро» (1951, 1969, 1973, балетм. А. М. Мессерер), «Бахчисарайский фонтан» (1952, балетм. Р. В. Захаров), «Жизель» (1958, балетм. Л. М. Лавровский), «Спящая красавица» (1967, 1975, балетм. П. А. Гусев), «Лауренсия» (1970, балетм. В. М. Чабукиани). Труппа обогатилась пост. Харангозо: «Концерт на площади» на муз. И. Штрауса (1948), «Хитрые студенты» Фаркаша (1949), «Платочек» (1951), «Коппелия» (1953), «Чудесный мандарин» (новая ред., 1956), «Деревянный принц» (новая ред., 1958) и др.
Здесь работали также балетм. Э. Вашхедьи и И. Экк, который с 1960 руководит труппой Печского балета — вторым крупнейшим коллективом Венгрии. Эта труппа стремится к созданию нового, совр. хореографич. языка, использует достижения и опыт классич. балета и танца модерн. Коллектив стал творческой лабораторией, где выросли талантливые танцовщики и хореографы: Ш. Тот, А. Фодор, Э. Арва, М. Бретуш, Э. Хандель, Г. Штимац, Д. Ухрик и др. Мн. постановки в Печском балете осуществил Экк («Чудесный мандарин», «Деревянный принц», «Весна священная»; «Симфония» на муз. Гайдна, «Музыка для струнных, ударных и челесты» на муз. Бартока, «Серенада Брамса» на муз. Брамса, «Лулу» на муз. Берга, «Фауст-симфония» на муз. Листа и др.).
С коллективом сотрудничают видные совр. венг. композиторы: Ш. Соколаи, Д. Ранки, А. Сёллёши, В. Буковы, Л. Сабо, И. Кинчеш, Э. Петрович, Й. Ланг, Р. Марош, Л. Гуйяш, Т. Вуйичич. Большое место занимают композиции на муз. зап.-европ. классиков, венг. композиторов (Ф. Листа, З. Кодая, Е. Кенешшеи) и балеты Б. Бартока.
С труппой Венг. оперного театра сотрудничают европ. хореографы, среди которых Ж. Шарра, М. Бежар, поставивший здесь свои версии балетов И. Ф. Стравинского «Жар-птица» (1973) и «Весна священная» (1973), балеты «Пять пьес для оркестра» на муз. Веберна (1973) и «Быть может это Смерть?» на муз. Р. Штрауса (1975). Ф. Аштон пост. «Тщетную предосторожность» (1971), Х. Брено осуществил свою версию «Сильфиды» Лёвеншелля, А. Долин возобновил «Па-де-катр», «Вариации для четырёх танцовщиков» Кьоу и «Видение розы» по М. М. Фокину.
Продолжается сотрудничество сов. мастеров балета. Так, Гусев возобновил «Спящую красавицу» (1975), а Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв перенесли на венг. сцену свой балет «Сотворение мира» Петрова (1975). Балетная труппа оперы регулярно выезжает на гастроли по странам Европы (в СССР — в 1974), Бл. и Ср. Востоку. В 1967 в Москве гастролировала и труппа Печский балет.
В будапештском театре оперетты «Фёварош» имеется балетная труппа, способная решать сложные художеств. и технич. задачи при постановках классич. оперетт и совр. мьюзиклов. Почти все танцовщики — выпускники Института балета. С нач. 50-х гг. хореографами этой труппы были А. Робоз, Х. Хидаш и Р. Богар. Труппа даёт самостоятельные спектакли, состоящие из одноактных балетов. В 1978 были пост.: «Альбинони-Марчелло», «Клетка» на муз. Диссевельта и Дагмакерса, «Болеро» и «Millenium Oh!» — все балетм. Богар. В 1980 в г. Дьёр начала работать новая труппа под рук. И. Марко. Вопросами балетного искусства в Венгрии занимаются критики Г. Дьенеш, Г. Кёртвейеш, А. Геленчер, Л. Маац, Э. Калоши и др. Издаётся ежемесячный журнал «Tancmuveszet», посвященный балету, и бюллетень «Венгерские танцевальные новости» (выходит 1 раз в два месяца).
Г. Дьенеш
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.
• Венгерская музыка →
• Музыкальная культура Венгрии во второй половине XIX века →
• Будапешт музыкальный →