Этнография музыкальная (от греч. etnos - народ и grapo - пишу) - науч. дисциплина, посв. изучению нар. музыки. Известна в разных странах и в разл. историч. периоды под названиями: музыкальная фольклористика, муз. этнология (в странах нем. и слав. яз.), сравнит. музыкознание (в ряде стран Зап. Европы), этномузыкология (в англоязычной, ныне также во франкоязычной традиции), этномузыкознание (в СССР). Первоначально Э. м. была чисто описательной наукой, фиксирующей специфич. материал музыки устной традиции для теоретич. и историч. исследований. В заруб. европ. науке 20 в., преим. до 2-й мировой войны, общая этнография подразделялась на родиноведческое изучение своего народа (нем. - Volkskunde; франц.- tradition populaire; англ. - folklore), возникшее на почве подъёма нац.-освободит. движения в Европе в нач. 19 в.; на сравнит. изучение чужих, обычно внеевроп., народов (нем. - Vцlkerkunde; франц. - ethnologie; англ. - social anthropology), развившееся в сер. 19 в. в связи с колониальной экспансией европ. гос-в. Этому разделению следовала и Э. м. Во франкоязычной традиции Э. м. называлась последовательно: musicologie comparйe, ethnologie musicale, с 1950-х гг. - ethnomusicologie. В ФРГ появилось направление Э. м., изучающее т. н. доисторич. музыку,- Frьhgeschichte der Musik (В. Виора).
В прошлом многие бурж. учёные рассматривали этномузыкологию как науку лишь о внеевроп. муз. культурах, ныне наблюдается тенденция к этнически более широкому её пониманию.
Мн. специалисты, и прежде всего в СССР, применяют термины "Э. м.", "муз. фольклористика", "этномузыкознание" как равнозначные, основываясь на том, что Э. м. как всякая наука, проходит в своём развитии разл. этапы, пользуется разл. методикой и имеет разл. отраслевую специализацию. В СССР отдаётся предпочтение термину "муз. фольклористика", вместе с тем постепенно входит в обиход и термин "этномузыкознание", образованный от термина "этномузыкология", введённого в 1950 Я. Кюнстом (Нидерланды) и ставшего общераспространённым благодаря амер. практике.
Э. м. - часть общего музыковедения, однако она одноврем. связана с общей этнографией, фольклористикой, социологией. Предметом Э. м. является традиц. бытовая (и прежде всего, фольклорная) муз. культура. На разных ступенях обществ. развития ей принадлежала разл. роль. Существенно, что нар. муз. творчество разл. племён и народов на протяжении всей своей истории, включая период совр. социальных формаций, характеризуется этнич. спецификой. Э. м. изучает нар. музыку одноврем., во-первых, как "язык", т. е. как систему специфич. муз.-выразительных средств, муз.-языковых структур, и во-вторых - как "речь", т. е. как специфич. исполнительское "поведение". Этим объясняется невозможность точной передачи нар. музыки в одних только нотных записях.
Запись произв. нар. музыки - важнейшая область Э. м. "Основным и наиболее достоверным материалом для истории нар. музыки остаются нар. мелодии, записанные в последнее время... Запись нар. напева - работа не автоматическая: запись - это вместе с тем выявление того, как понимает записывающий строение напева, как анализирует его... Теоретич. идеи и навыки не могут не отражаться на записи" (К. В. Квитка). Запись, фиксация образцов фольклора происходит гл. обр. в форме экспедиц. работы среди сельского и городского населения. Осуществляются запись нотная, словесная, звукозапись с последующей её транскрипцией- нотировкой (расшифровкой), фиксируются также данные об исполнителях и об истории (социальной, этнической и культурной) населённого пункта, где бытуют данные песни, танцы, наигрыши. Кроме того, обмериваются, зарисовываются и фотографируются муз. инструменты, запечатлеваются на киноплёнке танцы. При фиксации обрядовых или игровых произв. подробно описываются соответствующий обряд и его участники.
После записи производятся систематизация материала, его архивная обработка и картотечная роспись в той или иной принятой системе (по отд. экспедициям, по населённым пунктам и регионам, исполнителям и исполнит. коллективам, жанрам и сюжетам, мелодич. типам, ладовым и ритмич. формам, способу и характеру исполнения). Итогом систематизации является создание каталогов, носящих аналитич. характер и допускающих обработку на ЭВМ. В качестве связующего звена между фиксацией, систематизацией и исследованием нар. музыки выступают муз.-этнографич. публикации - нотные антологии, региональные, жанровые или тематич. сборники, монографии с подробной паспортизацией, комментариями, развёрнутой системой указателей, ныне с звукозаписями. Этнографич. грампластинки сопровождаются комментариями, нотными транскрипциями, фотоиллюстрациями и картой соответствующего региона. Распространены и муз.-этнографич. фильмы.
Муз.-этнографич. исследования, многообразные по жанрам и целям, включают спец. муз. анализ (муз. строя, ладов, ритма, формы и др.). В них применяются и методы смежных науч. областей (фольклористики, этнографии, эстетики, социологии, психологии, стиховедения, лингвистики и др.), а также методы точных наук (математики, статистики, акустики) и картографирование.
Э. м. изучает свой предмет по письменным данным (ранние нотные записи, косвенные лит. свидетельства и описания путешественников, летописи, хроники и т. д.), по материалам археологич. раскопок и сохранившимся традиц. муз. инструментам, непосредств. наблюдениям и экспедиц. записям. Фиксация музыки устной традиции в её естеств. среде бытования составляет гл. материал Э. м. Совр. записи дают возможность реконструировать древние стили нар. музыки.
Истоки Э. м. связаны с именами М. Монтеня (16 в.), Ж. Ж. Руссо и И. Г. Гердера (18 в.). Предыстория Э. м. как науки восходит к трудам Ф. Ж. Фетиса и др. (19 в.). Первые опубликованные сб-ки нар. песен, как правило, не преследовали науч. целей. Они составлялись этнографами, краеведами-любителями. Затем к материалу нар. творчества обратились композиторы, стремившиеся не только познакомиться с музыкой родного и др. народов, но и претворить её в своих произв. Композиторы внесли значит. вклад в становление Э. м., они не только обрабатывали нар. песни, но и исследовали их: Б. Барток, 3. Кодай (Венгрия), И. Крон (Финляндия), Ж. Тьерсо (Франция), Д. Христов (Болгария), Р. Воан-Уильямс (Великобритания). Большинство специалистов 19-20 вв. интересовалось прежде всего родным фольклором: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, A. К. Лядов и др. (Россия), О. Кольберг (Польша), Ф. Кухач (Югославия), С. Шарп (Великобритания), B. Стоин (Болгария). Особое место занимает деятельность Л. Кубы (Чехия), собравшего муз. фольклор мн. слав. народов. Начало истории Э. м. как науки принято относить ко времени изобретения фонографа (1877). В 1890 записана на фонограф музыка амер. индейцев, во 2-й пол. 1890-х гг. произведены первые звукозаписи в Европе (в Венгрии и России). В 1884-85 А. Дж. Эллис установил, что мн. народами используются неизвестные европейцам звукоряды, и предложил измерять интервалы между их ступенями в центах - сотых долях темперированного полутона. В Вене и Берлине были основаны крупнейшие фонограмархивы. На их базе складывались науч. школы Э. м. С 1929 существует Архив рум. фольклора в Бухаресте (Archives de la folklore de la Sociйtй des Compositeurs roumains), с 1944 - Междунар. архив нар. музыки в Женеве (Archives internationales de musique populaire au Musйe d'ethnographie de Genиve; оба созданы выдающимся рум. муз. фольклористом К. Брэилою) и Отдел этномузыкологии при Музее нар. иск-в и традиций в Париже (Dйpartement d'ethnomusicologie du Musйe national des Arts et Traditions populaires). С 1947 функционирует Междунар. совет нар. музыки при ЮНЕСКО - International Folk Music Council (IFMC), имеющий нац. комитеты в разл. странах мира, издававший спец. журн. "Journal of the IFMC" и выпускающий ежегодник "Yearbook of the IFMC" (с 1969), в США - Об-во этномузыкологии (Society of Ethnomusicology), издающее журн. "Ethnomusicology". В Югославии в 1954 создан Союз об-в фольклористов (Savez udruzenja folklorista Jugoslavije). Работают Архив об-ва англ. нар. танца и песни (English Folk Dance and Song Society, Лондон), Архив Музея человека (Musйe de l'Homme, Париж), Архив нар. песни Библиотеки конгресса (Archive of Folk song of the Library of Congress, Вашингтон), Архив традиц. музыки в Индианском ун-те (Indiana University Archives of Traditional Music) и Этномузыкологич. архив в Калифорнийском ун-те, архивы др. амер. ун-тов, архив Междунар. ин-та сравнит. изучения музыки (Archives of International Institute for comparative music studies and documentation, Зап. Берлин) и др. В процессе совершенствования совр. методологии Э. м. преодолеваются этноцентризм и ориентация на этнически узкий материал за счёт более широких историко-сравнит. исследований. Методич. поиски направлены на охват музыки в её динамической, исторически развивающейся художеств. специфике - реальном исполнит. процессе. Совр. методика Э. м. применяет комплексный и системный подходы к муз. культуре, что позволяет изучать нар. музыку в её синкретич. и синтетич. единстве с др. компонентами фольклора. Совр. Э. м. рассматривает фольклор как художеств. коммуникативную деятельность (К. Чистов - СССР; Д. Штокман - ГДР; Д. Бен-Амос - США, и др.); осн. внимание уделяется изучению его исполнительского бытия (т. н. групповые песни Э. Клузена - ФРГ; т. н. малые группы Бен-Амоса; т. н. малые социальные группы О. Сироватки - ЧССР). По мысли Т. Тодорова (НРБ), именно ориентация Э. м. на изучение фольклора как иск-ва ведёт к становлению Э. м. как самостоят. науки.
В развитие дореволюц. Э. м. народов СССР внесли вклад А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский, П. П. Сокальский, Ю. Н. Мельгунов, А. Л. Маслов, Е. Э. Линёва, С. Ф. Людкевич, Ф. М. Колесса, Комитас, Д. И. Аракишвили и др. Среди видных сов. учёных в области Э. м. - В. М. Беляев, В. С. Виноградов, Е. Я. Витолинь, У. Гаджибеков, Е. В. Гиппиус, Б. Г. Ерзакович, А. В. Затаевич, К. В. Квитка, X. С. Кушнарёв, Л. С. Мухаринская, Ф. А. Рубцов, X. Т. Тампере, В. А. Успенский, Я. К. Чюрлёните, а также специалисты по отд. нар. муз. культурам.
В России собирание и изучение нар. муз. творчества было сосредоточено в Музыкально-этнографической комиссии и этнографич. отделении Рус. Географич. об-ва. После Oкт. революции созданы: этнографич. секция Гос. ин-та муз. науки (1921, Москва, функционировала до 1931), Ленингр. фонограмархив (1927, с 1938 - при Ин-те рус. лит-ры АН СССР), кабинет нар. музыки при Моск. консерватории (1936), секция фольклора при Ин-те т-ра, музыки и кинематографии (1969, Ленинград), Всесоюзная комиссия нар. музыки при CK СССР, комиссия музыковедения и фольклора CK РСФСР и др.
В нач. 1920-х гг. Б. В. Асафьев, понимавший муз. интонацию как специфич. содержат. средство звукового общения, выступил за изучение нар. муз. иск-ва как живого творч. процесса. Он призвал изучать фольклор "как музыку конкретной социальной среды, постоянно изменчивую в своих образованиях". Первым значит. достижением Э. м. в этом направлении были работы Э. В. Эвальд (о песнях белорус. Полесья, 1934, 2-е изд. 1979). Сов. Э. м. развивается на основе марксистско-ленинской методологии. Сов. муз. этнографы добились значит. успехов в изучении локальных стилей и художеств. системы традиц. и совр. нар. музыки, в использовании муз.-фольклорных данных как источника для исследования проблем этногенеза.
Развитие совр. Э. м. как науки ведёт к созданию новой теории художеств. целостности нар. музыки и органич. системности нар. муз. культуры.
Литература: Труды музыкально-этнографической комиссии..., т. 1-2, М., 1906-11; Зеленин Д. К., Библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700-1910, СПБ, 1913 (Раздел 4, Музыка); Квiтка К., Муз. етнографiя на заходi "Етнографичный вiсник Укр. АН", 1925, кн. 1; его же, Избранные труды, т. 1-2, М., 1971-1973; Музыкальная этнография, сб. статей, под ред. H. P. Финдейзена, Л., 1926; Сборник работ этнографической секции. Труды Гос. института музыкальной науки, вып. 1, М., 1926; Толстой С. Л., Зимин П. Н., Спутник музыканта этнографа..., М., 1929; Гиппиус Е., Чичеров В., Советская фольклористика за 30 лет, "Сов. этнография", 1947, No 4; Кабинет народной музыки (Обзор, сост. И. К. Свиридовой), М., 1966; Земцовский И. И., Ленинские принципы методологии научного исследования и задачи музыкальной фольклористики, в сб.: Учение В. И. Ленина и вопросы музыкознания, Л., 1969; его же, Фольклористика как наука, в сб.: Славянский музыкальный фольклор, М., 1972; его же, Зарубежная музыкальная фольклористика, там же; его же, Значение теории интонации Б. Асафьева для развития методологии музыкальной фольклористики, в сб.: Социалистическая музыкальная культура. Традиции. Проблемы. Перспективы, М., 1974; его же, О системном подходе в музыкальной фольклористике, в сб.: Методологические проблемы современного искусствознания, вып. 2, Л., 1978; Музыка народов Азии и Африки, (вып. 1-3), М., 1969-80; Беляев В. M.,O музыкальном фольклоре и древней письменности..., М., 1971; Эльснер Ю., О предмете этномузыкознания, в сб.: Социалистическая музыкальная культура, М., 1974; Музыкальное наследие финно-угорских народов (сост. и ред. И. Рюйтель), Таллин, 1977; Орлова Е., Музыкальные культуры Востока. Сводный реферат, в сб.: Музыка. Новая зарубежная литература, Научный реферативный сборник, М., 1977, вып. 1; Социологические аспекты изучения музыкального фольклора, сб., Алма-Ата, 1978; Традиционное и современное народное музыкальное искусство, М., 1976 (Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных, вып. 29); Правдюк О. A., Украпньска музична фольклористика, К., 1978; Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. Вступ. ст., составление и коммент. П. А. Вульфиуса, М., 1979; Лобанова М., Этномузыкология..., в сб.: Музыка..., Научный реферативный сб., М., 1979, вып. 2; Музыкальные культуры стран Азии и Африки, там же, 1979, вып. 1, 1980, вып. 2-3; Актуальные проблемы современной фольклористики, сб., Л., 1980; Ellis A. J., On the musical scales of various nations, "Journal of the Society of Arts", 1885, No l, v. 33; Wallaschek R., Primitive music, L.-N. Y., 1893; Tiersоt J., Notes d'ethnographie musicale, v. 1-2, P., 1905-10; Myers C. S., The ethnological study of music. Antropological essays presented to E. Tylor..., Oxford, 1907; Riemann H., Folkloristische Tonalitдtsstudien, Lpz., 1916; Sammelbдnde fьr vergleichende Musikwissenschaft, hrsg. von С. Stumpf und E. Hornbostel, Bd 1, 3, 4, Mьnch., 1922-23, то же, Hildesheim-N. Y., 1975; Lach R., Vergleichende Musikwissenschaft, ihre Methoden und Probleme, W.-Lpz., 1924; Sachs C., Vergleichende Musikwissenschaft in ihren Grundzьgen, Lpz., 1930, Heidelberg, 1959; Ru1ikоwski J., Geschichte des Begriffes Volkslied im musikalischen Schrifttum, Heidelberg, 1933, то же, Wiesbaden, 1970; Folklore musical. Rйpertoire international des collections et centres de documentation..., v. 1-2, P., (1939); Schneider M., Ethnologische Musikforschung, "Lehrbuch der Vцlkerkunde", Stuttg., 1937, 1956; Journal of the International folk music council, v. 1-20, Camb., 1949-68; La collection universelle de musique populaire enregistrйe, P., UNESCO, 1951, 1958; Ethnomusicology, No 1-11, 1953-55-57, v. 2-25, 1958-81 (изд. продолж.); International catalogue of recorded folk music, L., 1954; Schaeffner A., Ehtnologie musicale ou musicologie comparйe?, "Les colloques Wйgimont", v. 1, Brux., 1956; Freeman L., Merriam A., Statistical classification in anthropology: an application to ethnomusicology, "American anthropologist", 1956, v. 58, No 3; The folklore and folk music archivist, v. 1, Bloomington, 1958; Husmann H., Einfьhrung in die Musikwissenschaft, Heidelberg, 1958, то же, Wilhelmshafen, 1975; Marcel-Dubois C1., Brai1оiu С., L'ethnomusicologie, в сб.: Prйcis de Musicologie, P., 1958; Marcel-Dubois Cl., L'ethnomusicologie, "Revue de l'enseignement supйrieur", 1965, No 3; Daniйlou A., Traitй de musicologie comparйe, P., 1959; его же, Sйmantique musicale..., P., 1967; Folk music: a catalog of folk songs... of the United States and Latin America on phonograph records. Library of congress, Wash., 1943, то же, 1958; An international catalogue of published records of folk music, 2nd serie, L., 1960; Сrоss1ey-Hо11and P., Non-western music, в сб.: The Pelican history of music, vol. 1, Harmondsworth, 1960; Demos. Volkskundliche Informationen, Jahrg. 1, В., 1960 (изд. продолж.); Джуджев Ст., Теория на българската народна музика, т. 4, Общи въпроси на музыкалната етнография, София, 1961; Studies in ethnomusicology, ed. by M. Kolinski, v. 1-2, N. Y., 1961-65; Zganeс V., Muzicki folklor. I. Uvodne teme i tonske osnove, Zagreb, 1962; Pardo Tovar A., Musicologia, etnomusicologia y folklore, "Boletin interamericano de musica", 1962, No 32; Jahrbuch fьr musikalische Volks- und Vцlkerkunde, Bd 1-9, В.-Kцln, 1963-78; Elschekovб A., Zбkladnб etnomuzikologickб analэza, Hudobnovednй stъdie, VI, Bratislava, 1963; Nett1 В., Theory and method in ethnomusicology, L., 1964; Stanislav J., К zбkladnim problйmum etnomuzikologie, "Hudebni veda", 1964, No 2; Zecevic S1., Folkloristika i etnomuzikologijб, "Zvuk", 1965, No 64; Musikgeschichte in Bildern, Bd 1, Musikethnologie, Lpz., 1965, 1980; Elschek O., Prehl'adnй syntetizujъce prбce z oblasti etnomuzikolуgie po roku 1950, Hudobnovednй stъdie, VII, Bratislava, 1966; Selected reports of the institute of ethnomusicology of the university of California, v. 1-5, Los Angeles, 1966-78; Les Traditions musicales, P., 1966-; Musikethnologische Jahresbibliographie Europas, v. 1-9, Brat., 1966-75; Brailoiu С., Opere, trad. si pref. de E. Comisel, v. 1-4, Buc., 1967-81; Reinhard K., Einfьhrung in die Musikethnologie, Wolfenbьttel-Z., 1968; Merriam A. P., Ethnomusicology, в кн.: International encyclopedia of the social sciences, v. 10, 1968, Methoden der Klassifikation von Volksliedweisen, Bratislava, 1969; Laade W., Die Situation von Musikleben und Musikforschung in den Lдndern Afrikas und Asiens und die neuen Aufgaben der Musikethnologie, Tutzing, 1969; eго же, Musikwissenschaft zwischen Gestern und Morgen, В., 1976; Graf W., Neue Mцglichkeiten, neue Aufgaben der vergleichenden Musikwissenschaft, "StMw", 1962, Bd 25: Festschrift fьr E. Schenk; Suppan W., Zur Konzeption einer "europдischen" Musikethnologie, "Ethnologia Europaea", 1970, No 4; Hood M., The Ethnomusicologist, N. Y., 1971; Gzekanowska A., Etnografia muzyczna: Metodologнa i metodyka, Warsz., 1971; Proceedings of the centennial workshop on ethnomusicology..., Vancouver, (1970), Victoria, 1975; Harrison F., Time, place and music. An anthology of ethnomusicological observation с. 1550 to c. 1800, Amsterdam, 1973; Carpite11a D., Musica e tradizione orale, Palermo, 1973; Heutige Probleme der Volksmusik. Bericht ьber ein internationales Seminar..., Mьnch., 1973; Blacking J., How musical is man?, Seattle-L., 1973, 1974; Analyse und Klassifikation von Volksmelodien, Krakуw, 1973; Rovsing Olsen P., Musiketnologi, Kbh., 1974; Wiоra W., Ergebnisse und Aufgaben Vergleichender Musikforschung, Darmstadt, 1975; Ben-Amos D. and Goldstein K. S. (сост.), Folklore: performance and communication, The Hague, 1975; Hornbostel Opera Omnia, in 7 volumes, v. 1, The Hague, 1975; Ze studiуw nad metodami etnomuzykologii, Wr., 1975; Оb1ing A., Musiketnologie, ?lsgеrde, 1976; Greenway J., Ethnomusicology, Minneapolis, 1976; Schneider A., Musikwissenschaft und Kulturkreislehre, Bonn-Bad Godesberg, 1976; Кumer Zm., Etnomuzikologija..., Ljubljana, 1977; Seeger Сh., Studies in Musicology, v. 1, Berkley-Los Ang.-L., 1977; Воi1иs Ch.,Nattiez J.-J., Petite histoire critique de l'ethnomusicologie, "Musique en jeu", 1977, No 28; Studia etnomuzykologiczne, Wr., 1978; Discourse in ethnomusicology. Essays in honor of G. List, Bloomington, 1978; Simon A., Probleme, Methoden und Ziele der Ethnomusikologie, "Jahrbuch fьr musikalische Volks- und Vцlkerkunde", Bd 9, Kцln, 1978; Herndon M., MсLeоd N., Music as culture, Norwood, 1979; Bartkowski В., Przedmiot badan i zrуdla etnografii muzycznej (uwagi metodologiczne), "Muzyka", 1979, No 3; Historische Volksmusikforschung, Krakуw, 1979; Su1iteanu Gh., Psihologia folclorului muzical, Buc., 1980.
И. И. Земцовский