В 1945 г. ушел из жизни выдающийся писатель Алексей Николаевич Толстой. С ним композитора Гавриила Николаевича Попова связывали дружеские отношения: «Кончина Алексея Николаевича в 1945 г. была для меня тяжелой утратой, которая глубоко меня потрясла», – признавался Попов. Композитор решил почтить память ушедшего друга созданием нового произведения – так родилась Симфоническая ария для виолончели и струнного оркестра.
Хотя Попов посвятил ее памяти Алексея Толстого, она стала для него выражением скорби по всем друзьям, которых он потерял за последние годы – ведь заканчивалась Великая Отечественная война, и утрат было немало. Но война не только унесла множество жизней – она обострила до предела проблему взаимоотношений творческой личности с обществом в контексте исторических реалий, и эта тема тоже нашла отражение в произведении Гавриила Попова.
Создание камерно-инструментального сочинения как «музыкального памятника» находится в русле традиций отечественной музыки. Можно вспомнить такие сочинения, как фортепианное трио «Памяти великого художника», которым Петр Ильич Чайковский почтил память Николая Григорьевича Рубинштейна, Элегическое трио Сергея Васильевича Рахманинова, посвященное памяти Чайковского, Фортепианное трио № 1 Антона Степановича Аренского памяти Карла Юльевича Давыдова, а также более близкое в хронологическом отношении произведение – Трио памяти Ивана Ивановича Соллертинского, созданное Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в 1944 г.
Сочинение Попова особенно близко к последнему произведению – и в Трио Шостаковича, и в Арии в условиях камерного жанра разворачивается крупномасштабное симфоническое развитие, насыщенное острыми контрастами, не случайно Попов назвал свое произведение не просто «арией», а «симфонической арией», в то же время заглавие ассоциируется с вокальным началом, которое всегда связывалось с выражением самых сокровенных чувств.
По признанию композитора, он воплотил в произведении два образа – лирико-романтический и философско-героический. Вся сложность соотношения этих образных сфер воплощена в сложности формы произведения, в которой сочетаются разнообразные черты. Симфоническая ария представляет собой весьма крупную трехчастную композицию, но в музыкальном развитии, разворачивающемся в ее рамках, проступают черты и симфонической поэмы, и симфонической сюиты.
Между прологом и распевной, лирической кодой, возникают эпизоды речитативного характера, небольшой медленный раздел Largo, обширное Cantabile и другие фрагменты, каждый из которых наделен глубоким смыслом. Ария представляется многочастной симфонией, данной в «спрессованном» времени. Такой же богатый потенциал заключен и в инструментовке – обратившись к струнному оркестру, композитор настолько искусно использовал его тембровые возможности, что в Арии можно «услышать» и флейту, и арфу, и трубу, и другие музыкальные инструменты, которых в действительности нет в партитуре.
Хотя композитор говорил о «философско-героическом» образе в своем сочинении, все же доминирующим началом в Симфонической арии является лирика. В произведении воплощены многообразные эмоциональные оттенки, связанные с разными аспектами мировосприятия – здесь можно усмотреть и образ некой идеальной мечты, и отражение реальности. Многообразие эмоционального содержания Арии отражается в богатом спектре жанрово-стилевых аллюзий, которыми пронизано произведение.
Например, в первом разделе инструментальный речитатив солирующей виолончели перекликается с аналогичными эпизодами из сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, но одновременно вызывает ассоциацию с самыми драматичными страницами творчества Иоганна Себастьяна Баха. Поэтичный второй раздел своей трепетностью и мелодичностью напоминает одновременно о ноктюрнах Фридерика Шопена, и о романсах Петра Ильича Чайковского. В третьем разделе возникает скерцо в духе Людвига ван Бетховена.
Нет, композитор не стремится подражать ни великим предшественникам, ни современникам – он живописует время, вписанное в контекст истории, раскрывая глубинные корни всего того, что существует в современности. В этот исторический контекст вписывается человеческая судьба, воплощенная в лирическом музыкальном образе, проходящем через многочисленные этапы становления и развития.
Симфоническая ария для виолончели и струнного оркестра впервые была исполнена в клавирном варианте в апреле 1946 г. в Малом зале Ленинградской консерватории. Ее первым интерпретатором стал Александр Яковлевич Штример, фортепианную партию исполнил сам Гавриил Попов.