Мануэль Мария Понсе (исп. Manuel María Ponce, 8 декабря 1882 — 24 апреля 1948) — мексиканский композитор и музыкальный педагог.
Мексиканская композиторская школа рождалась на рубеже XIX–XX столетий. Одним из ее основоположников был Мануэль Мария Понсе. Он вошел в историю латиноамериканской музыки и как наставник Карлоса Чавеса, и как композитор, первым обративший внимание на мексиканский фольклор, оценивший по достоинству его самобытность и значение для профессионального композиторского творчества.
Мануэль Понсе родился в Фреснильо, шахтерском городе, расположенном в штате Сакатекас, но вскоре после его рождения семья переехала в Агуаскальентес. Он был младшим из двенадцати детей в семье бухгалтера. Мать Мануэля очень любила музыку, четверо детей обучались фортепианной игре. Четырехлетний Мануэль сидел рядом со старшей сестрой Жозефиной, когда она занималась, и повторял за нею мелодии. Заметив это, родители озаботились обучением мальчика.
Некоторое время Мануэль был хористом в соборе Сан-Диего, а в восемнадцатилетнем возрасте отправился в Мехико, где поступил в Национальную консерваторию, где его наставниками были Эдуардо Габриэлли, Висенте Манас и Пауло Бенгарди. Позднее он продолжил образование в Европе: с 1903 г. Понсе учился в Болонье у Энрико Босси и Луиджи Торчи, а с 1906 г. – в Лейпциге у Мартина Краузе, ученика Ференца Листа.
Мануэль Понсе возвратился на родину в 1908 г. и посвятил себя концертной деятельности и созданию музыки. Каковы были творческие устремления молодого композитора, прошедшего европейскую школу? Всё, чему он научился в Италии и Германии, он стремился посвятить раскрытию национального своеобразия мексиканской музыки, опираясь преимущественно на интонации креольского фольклора. Еще не разразилась гроза Мексиканской революции – и, вероятно, потому, что творческое становление Понсе пришлось на относительно спокойную эпоху, он никогда не стремился отобразись в своих сочинениях трагические противоречия современности. Как говорил сам композитор, его музыка была вдохновлена «ароматом роз в наших садах». Грациозность, мечтательность, даже некоторая сентиментальность – таковы отличительные черты музыки Понсе.
Важной вехой на творческом пути Мануэля Понсе стал концерт, который он дал в 1912 г. в театре «Арбо» в Мехико. Он исполнил свое произведение «Мексиканские песни», которое в глазах современников приобрело значение эталона национального стиля в профессиональной мексиканской музыке – и осталось таковым надолго. Создание фортепианных «Мексиканских песен» было очень своевременным: в те годы народные песни – такие, как «Аделита», «Душа страдает», «Девушка с побережья» – уже звучали в салонах, куда прежде «допускались» лишь итальянские арии. Понсе сделал следующий шаг: продолжая традицию салонного музицирования, он придал национальным интонациям форму классической фортепианной миниатюры.
Например, в пьесе «Валентина», основанной на одноименной песне, мелодия сохранена, но ее гармонизация обогащена хроматизмами, а беспокойный характер мелодии подчеркнут беспрестанным движением других голосов богато разработанной фортепианной фактуры. В отличие от «Валентины», мелодия пьесы «Эстреллита» сочинена самим композитором, но наделена чертами лирической мексиканской песни. Она существует не только как фортепианная миниатюра, но и как пьеса для скрипки и фортепиано (в таком виде ее исполнял Яша Хейфец), а также как песня (ее текст написал сам Понсе).
В 1915 г. Мануэль Понсе отправился в Гавану, где жил несколько лет, давая уроки фортепианной игры и сотрудничая с несколькими кубинскими газетами. Впоследствии он несколько лет обучался в Париже у Поля Дюка. В те годы он создал несколько симфонических поэм – «Чапультепек» (главный парк Мехико), «Фериаль» и другие – тем самым заложив основы мексиканского фольклорного симфонизма. Традиция, заложенная Мануэлем Понсе, впоследствии была развита в творчестве Карлоса Чавеса.
Еще одной примечательной областью творчества Мануэля Понсе стали сочинения для инструмента, играющего важную роль в латиноамериканской музыкальной культуре – для гитары. Творческое сотрудничество связывало композитора со знаменитым испанским гитаристом Андресом Сеговией, для этого исполнителя он написал «Южный концерт». Создавая произведение для музыканта-испанца, Понсе опирался на испанские музыкальные традиции, в частности, на стиль фламенко, на андалузские и мавританские ритмы. Музыкальные образы Испании воплощены и в других сочинениях Понсе, и не только гитарных – в «Альгабре» для фортепиано, в «Симфонических эскизах», поэме для оркестра «Мерлин», основанной на темах одноименной незавершенной оперы Исаака Альбениса.
Композитор ушел из жизни в 1948 г. В 1952 г. его останки перенесены в Гражданский пантеон Долорес, где похоронены многие выдающиеся люди Мексики.