Музыка Резеды Закиевны Ахияровой известна и в Татарстане, и за его пределами. О ней говорят как о композиторе, обогатившем интонационный словарь современной татарской музыки.
Резеда Закиевна родилась в селе Верхнее Яркеево, расположенном в Башкортостане, но позднее семья жила в Казани. Мать ее была филологом, написанные ею учебники русского языка для татарских детей использовались не только в татарских школах, но и в Хакасии, Башкортостане, она непосредственно сотрудничала с Министерством образования, и это позволило получить дачу в писательском дачном поселке Займище. Благодаря этому Резеда уже в детстве попала в литературную среду, общаясь с такими известными татарскими писателями, как Ильдар Юзеев, Равиль Файзуллин, Аяз Гилязов.
Мать старалась привить детям любовь к прекрасному – приучала Резеду и ее сестру к чтению, учила наслаждаться красотой природы во время прогулок. Эти впечатления у Резеды преломлялась по-своему – в семилетнем возрасте она начала сочинять музыку. Мать уже тогда не сомневалась, что дочь будет композитором, и отдала ее в музыкальную школу (благо школа располагалась по соседству с домом). Первые успехи не казались многообещающими, но мать верила в дочь, и это очень помогало.
Систематическое обучение сочинению музыки началось в пятом классе, когда в школе открылся класс композиции. Преподаватель Лоренс Иванович Блинов не только давал ученикам советы по их сочинениям, но и знакомил детей с произведениями композиторов, чье творчество не входило в школьную программу по музыкальной литературе – Белы Бартока, Бориса Ивановича Тищенко, Георгия Васильевича Свиридова. Познакомиться с современной музыкой можно было и на концертах, которые проводились в рамках пленумов Союза композиторов – Блинов всегда приглашал учеников на такие мероприятия. Именно там Резеда Ахиярова услышала произведения своего первого наставника, особенно сильное впечатление произвело на нее «Струение мигов».
Окончив школу, Ахиярова поступила в музыкальное училище. Здесь она получила настолько солидную подготовку, что учеба в Казанской консерватории впоследствии показалась ей не такой уж сложной. Ее дипломными работами стали Соната для скрипки и фортепиано и Сюита для большого симфонического оркестра. Окончив теоретико-композиторский факультет, Резеда Закиевна не спешила вступать в Союз композиторов, вместо этого она поступила в аспирантуру Института языка и литературы. Под руководством Валентины Николаевны Холоповой она работала над диссертацией, в которой проследила развитие ритмических структур татарской музыки от фольклорных образцов до творчества Софии Асгатовны Губайдулиной и других современных композиторов. Музыковедческая деятельность казалась увлекательной, и все же со временем пришлось определиться, быть ли ученым-музыковедом или композитором, и Ахиярова сделала выбор в пользу создания музыки.
В первые годы самостоятельного творчества она реализовала себя в той области, которая в консерватории никогда не была в центре внимания – в эстрадных песнях и романсах. Ее песни звучали по радио, привлекая внимание слушателей своеобразным сплавом татарских и европейских интонаций, имя композитора приобретало известность. Ахиярова создавала музыку к драматическим спектаклям театров Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска. Но, разумеется, ее творчество не ограничивалось песнями и театральной музыкой. Резеда Закиевна создавала оды и кантаты для официальных мероприятий, а также писала симфоническую музыку.
Среди произведений композитора – две симфонии и ряд симфонических поэм. Одна их них – «Кул Гали» – связана с образом средневекового поэта, выходца из Волжской Булгарии, погибшего во время похода Тамерлана на Золотую Орду. Поэма «Мой нежный саз» посвящена татарскому поэту Габдулле Тукаю, жившему в XIX столетии, в этом произведении композитор цитирует песню на стихи Тукая «Туган сел». С образом Габдуллы Тукая связано еще одно произведение Ахияровой – опера «Любовь поэта». Неоднократно обращалась Ахиярова к кантатно-ораториальному жанру. В ее сюите «Шелковый путь», оратории «Чингисхан», вокально-симфонической поэме «Страницы истории» возникают образы исторического прошлого татарского народа.
Музыкальный язык произведений Ахияровой не кажется ни чрезмерно усложненным, ни упрощенным – они интересны и понятны широкой публике, так же как и интересны профессионалам и искушенным знатокам. Избегает Резеда Закиевна и того качества, которое она называет «татарской сувенирностью» – она редко цитирует фольклорные мелодии. Татарские интонации присутствуют в ее музыке, но они преломляются через призму европейской академической музыкальной традиции. Неотъемлемым качеством музыки композитор считает мелодическое начало: «Мелодия была, есть и останется», – утверждает Резеда Ахиярова.