Стив Райх (англ. Steve Reich, полное имя Стивен Майкл Райх; род. 3 октября 1936, Нью-Йорк) — американский композитор.
Райха называют одним из крупнейших композиторов современности. Его музыка уже несколько десятилетий оказывает влияние на композиторов и исполнителей всего мира.
Райх родился в Нью-Йорке, изучал философию в Корнелльском университете. В 1958 году поступил в Джульярдскую школу, в 1963 году закончил Миллс-колледж в Калифорнии, где учился у Дариюса Мийо и Лучано Берио. В 1965 и 1966 гг. соответственно появляются экспериментальные сочинения Райха It’s Gonna Rain («Собирается дождь») и Come Out («Выйти»); оба основаны на записи фрагмента человеческой речи, разложенной на два канала, один из которых постепенно отстает от другого.
Приемы, отработанные в этих пьесах, Райх вскоре применил и к инструментальной музыке: в сочинениях Piano Phase («Фортепианная фаза») и Violin Phase («Скрипичная фаза», оба – 1967) один исполнитель воспроизводит мелодическую фигуру без изменений, тогда как другой постепенно движется дальше.
В 1970-х Райх развивал эти идеи, создавая более масштабные композиции: всемирную известность принесли ему Drumming («Барабанный бой», 1971), исполнение которой может длиться от часа до полутора, и «Музыка для 18 музыкантов». «Здесь у музыкантов нет лидера, они слушают друг друга, – говорит по этому поводу композитор. – В сочинении содержится определенное число повторов – так, что музыкантам следует повторять тот или иной такт от трех до семи раз. Изначально я даже не выписывал количество повторов, доверяя интуиции музыкантов; идея в том, что вы слышите себя, соседа и сами чувствуете, когда пора переходить к следующему такту». Ансамбль Стива Райха, возникший в 1966 году как трио, к началу 1970-х вырос до 18 исполнителей, стал активно гастролировать и записываться; сам Райх в его составе играл на клавишных и ударных.
Еще одним этапным произведением Райха стали Different Trains («Другие поезда», 1988) – памятник жертвам Холокоста: поездам своего детства, на которых он не раз пересекал Америку, Райх противопоставляет другие, отправлявшие его европейских ровесников в концлагеря. Сочинение написано для струнного квартета и фонограммы, в которую включены стук колёс, паровозные гудки, устные рассказы переживших Холокост. Фрагменты человеческой речи, записанные нотами, и стали основой инструментальных партий; здесь творческий метод Райха вышел на новый уровень. В 1990 году запись «Других поездов», сделанная Кронос-квартетом, получила «Грэмми». Вторую «Грэмми» Райху в 1999 году принесла запись «Музыки для 18 музыкантов». Десять лет спустя за сочинение «Двойной секстет» Райх был награжден Пулитцеровской премией.
Сегодня о дирижерах и оркестрах композитор высказывается весьма критически: «Оркестр не подходит для моей музыки, ей нужнее звукорежиссер. Джон Адамс видит смысл в том, чтобы писать для оркестра, а мне попросту не нужны восемнадцать первых скрипок. До изобретения микрофона единственным способом повысить громкость было увеличение количества инструментов, появление микрофона изменило всё. Мои произведения по сути своей – камерная музыка, в расширенном ее понимании, как противоположность музыке с дирижером».