Монодия (греч. monodia, букв. — песня одного, сольная песня).
1) В Др. Греции — пение одного певца, сольное, а также в сопровождении авлоса, китары или лиры, реже неск. инструментов. Термин «монодия» применялся гл. обр. к исполнявшимся певцами партиям трагедии (в др.-греч. комедиях более позднего времени встречаются пародии на эти партии). Характерным для М. было выражение глубокой скорби, иногда и величайшей радости. Нек-рые виды М. представляли собой развитие ранних форм дифирамба. В наст. время нередко под М. понимают любые сольные песни Др. Греции в противовес песням хоровым, любые предназначенные для пения партии в др.-греч. и римской комедии.
2) Вид сольного пения с инстр. сопровождением, возникший в 16 в. в Италии во Флорентийской камерате, стремившейся к возрождению антич. муз. иск-ва. В соответствии с эстетич. установками того времени в подобной М. темп, ритм и сами мелодич. обороты были всецело подчинены тексту, определяясь его ритмикой и поэтич. содержанием. Для такой М. типичны чередование нот разл. длительности, широкий объём мелодии и большие скачки голоса. Сопровождение М. было гомофонным и выписывалось в виде генерал-баса. Своё зрелое выражение этот стиль, названный «речитативным» (stile recitativo), получил в операх и сольных мадригалах Я. Пери, Дж. Каччини и К. Монтеверди. Различалось неск. видов М. в зависимости от степени господства в ней речитативного или напевного начала. Этот новый стиль (stile nuovo), в своём первоначальном виде просуществовавший лишь неск. десятилетий, оказал большое влияние на развитие муз. иск-ва. Он привёл к победе гомофонного склада над полифоническим, к появлению ряда новых форм и жанров (ария, речитатив, опера, кантата и др.) и коренному преобразованию прежних.
3) В широком смысле — всякая одноголосная мелодия, всякая основывающаяся на одноголосии область муз. культуры (напр., М. григорианского пения, др.-рус. церк. пения и т. п.).
Литература: Schmitz E., Zur Fruhgeschichte der lyrischen Monodie Italiens im 17. Jahrhundert, «JbP», 1911, (Jahrg.) 18; Einstein A., Firenze, prima della monodia, «Rassegna musicale», 1934, (v.) 7; Spitz Gh., Die Entwicklung des Stile Recitativo, «AfMw», 1921, Jahrg. 3; Ghisi F., Alle fonti della monodia, Mil., 1940; Georgiades Th., Musik und Rhytmus bei den Griechen, Hamb., 1958; Rасek J., Die italienische begleitete Monodie und das Problem der Entwicklung der italienischen Solokantate, в кн.: Liber Amicorum. Festschrift Gh. van den Borren, Antw., 1964.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.