Общества музыкальные — объединения профессиональных музыкантов и любителей музыки, ставящие своей целью распространение муз. культуры, пропаганду и изучение отд. видов муз. иск-ва. Существуют нац. и междунар. О. м.; разделяются они на исполнительские (хоровые, оркестровые, камерные), научные и просветительские, имеются также творческие (композиторские, музыковедческие). Зарождение О. м., как одной из форм муз.-обществ. деятельности, восходит к эпохе позднего средневековья и связано с существовавшими в то время певч. школами; позднее О. м. получили самостоят. развитие. Их прообразом явились академии, возникшие в 16 в. в Италии и занимавшиеся гл. обр. исполнением музыки силами их участников. Подобного же рода О. м., т.н. коллегиум музикум, появились в Германии и др. странах. Рост гор. муз. культуры в 18 в., развитие публич. конц. жизни способствовали возникновению новых организационных форм муз.-общественной деятельности, прежде всего концертных (т.н. филармонич.) муз. об-в и муз.-исполнит. объединений: в Англии — Академия старинной музыки (1710), в Австрии — венское Об-во музыкантов (1771); Об-во концертов Парижской консерватории (1792) и др.
В нач. 19 в. в Германии, Австрии, Швейцарии были распространены муж. хор. об-ва — Лидертафель (первое в Берлине, 1809), позднее любит. хор. об-ва («Орфеон») появились во Франции (первое в 1835). Большое распространение получили О. м. со 2-й пол. 19 в. Среди наиболее значительных: Всеобщий нем. муз. союз (осн. в 1859 Ф. Бренделем, Л. Кёллером и др., его целью являлось устройство ежегодных муз. празднеств, проводившихся в разл. городах Германии), Национальное музыкальное общество (Париж, 1871), Об-во нар. песни (Лондон, 1898) и др. В связи с возросшим интересом к творчеству отд. крупных композиторов и с целью пропаганды их произв. (исполнение, издание полн. собраний соч., выпуск т.н. временников и др.) возникают спец. О. м.: Баховское (Лейпциг, 1850), Генделевское (Гамбург, 1856), Г. Пёрселла (Лондон, 1876), Всеобщее вагнеровское (Байрёйт, 1883) и др. С развитием исследоват. работы в области музыковедения организуются музыковедч. об-ва, издающие науч. журналы, сборники, бюллетени. Первое из них — Об-во муз. исследований, было осн. в 1868 в Германии Ф. Коммером и Р. Эйтнером (существовало до 1906); издавало ежемесячные науч. сб-ки: «Monatshefte fьr Musikgeschichte» (1869–1905).
В России О. м. начали возникать в последней четверти 18 в. и первоначально носили назв. клубов — первый в Петербурге в 1772 (см. «Музыкальный клуб»). Крупным О. м., объединившим проф. музыкантов (оркестрантов), явилось осн. в 1802 Петербургское филармоническое общество. В 1840 в Петербурге возникло Симфоническое общество, В 1850 — Концертное общество, занимавшиеся пропагандой классич. музыки. В 1859 было организовано крупнейшее Русское музыкальное общество (открывшее затем отделения во мн. городах), целью к-рого явилось развитие проф. муз. образования в России. Это об-во вело также систематич. конц. деятельность в Петербурге, Москве и др. городах, где существовали его отделения. В Москве в 1874 было организовано Об-во рус. драм. писателей и оперных композиторов с целью защиты материальных интересов его членов (в 1877 в состав об-ва вошли композиторы П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, М. П. Мусоргский и др.), в 1878 — Русское хоровое общество, в 1883 — Московское филармоническое общество. Среди др. рус. дореволюц. О. м.: Петербургское общество камерной музыки, Петерб. муз.-драм. кружок любителей (осн. 1877), устраивавший ежегодные оперные спектакли (им впервые в Петербурге была осуществлена пост. оперы «Евгений Онегин», 1884), Петерб. об-во муз. собраний (осн. в 1890-х гг., имело целью ознакомление членов об-ва с муз. произв. и муз.-критич. лит-рой; изд. журн. «Известия…», см. Журналы музыкальные), Петерб. об-во муз. педагогов и др. муз. деятелей (1899–1908; при нём существовали муз.-посредническое бюро, хор, струн. и вок. квартеты), Церк. певч. Благотворит. об-во (осн. в Петербурге в 1902 по инициативе хор. дирижёра А. А. Архангельского; ежегодно устраивало концерты духовной музыки), Московский Лидертафель, Моск. об-во любителей оркестровой, камерной и вокальной музыки (осн. в 1895 дирижёром А. Литвиновым), Кружок любителей русской музыки (Москва, 1896–1912), «Дом песни» (Москва, 1908–18), «Музыкально-теоретическая библиотека» (Москва, 1908–24). О. м. существовали и в ряде др. городов (см. также Вечера современной музыки, «Музыкальные выставки»).
После Окт. революции 1917 были созданы обществ. муз. организации: Ассоциация современной музыки (Ленинград, Москва), Российская ассоциация пролетарских музыкантов; Объединение революц. композиторов и муз. деятелей (ОРКИМД; 1925–32), Всеукраинское об-во им. Н. Д. Леонтовича (1921–28), Всеукраинское товарищество революц. музыкантов (1928–32). В 1931–35 в Москве существовало Междунар. муз. бюро — объединение рабочих и революц. муз. организаций Австрии, Германии, США, СССР, Франции, Японии, работавшее при Междунар. объединении революц. т-ра (МОРТ) и издававшее бюллетень «Международная музыка» (с 1933). В 1939 в Москве осн. Союз композиторов СССР — творч. объединение сов. композиторов и музыковедов, в 1957 — Всероссийское хор. об-во и др.; хор. об-ва созданы на Украине, в Белоруссии, Армении и др. республиках. Существуют Союзы композиторов и исполнителей и в др. странах, а также мн. междунар. О. м., первым из к-рых явилось Междунар. муз. об-во (1899–1914) — объединение музыковедов, имевшее нац. секции во мн. странах (проводило конгрессы, публиковало отчёты, изд. журналы). Среди ныне существующих О. м.: Международное общество современной музыки, Международное общество музыковедения, Междунар. ассоциация муз. библиотек, Междунар. об-во муз. воспитания, Междунар. совет нар. музыки и др. Многие из них входят в Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО.
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.