Органум (позднелат. Organum, от греч. organon — инструмент, орудие) — общее наименование неск. наиболее ранних видов европ. многоголосия (кон. 9 — сер. 13 вв.). Первоначально О. назывался только сопровождающий голос, позднее термин стал обозначением типа многоголосия. В широком смысле к О. относят всё раннее ср.-век. многоголосие; в узком — начальные, строгие его формы (параллельное движение квартами и квинтами, также с добавлением их октавных расширений), в отличие от развившихся в рамках О. и получивших собств. названия типов и жанров многогол. письма.
О. охватывает неск. школ многогол. письма, притом не всегда связанных друг с другом генетически. Осн. виды О. (а также гл. этапы его историч. развития): параллельный (9–10 вв.); свободный (11 — сер. 12 вв.); мелизматический (12 в.); метризованный (кон. 12 — 1-я пол. 13 вв.).
Исторически О., по-видимому, предшествовала т. н. парафония в позднеримской музыке (по сведениям, исходящим от «Ordo romanum», 7–8 вв.; часть певцов папской «Схола канторум» наз. парафонистами; предполагается, что они пели в параллельных квартах и квинтах). Термин «organicum melos», близкий по смыслу к «О.», впервые встреяается у Иоанна Скота Эриугена («De divisione naturae», 866). Первые дошедшие до нас образцы О. содержатся в анонимных теоретич. трактатах «Musica enchiriadis» и «Scholia enchiriadis» (9 в.). О. основывается здесь на хоральном напеве, к-рый дублируется совершенными консонансами. Голос, ведущий хоральную мелодию, наз. принципалисом (vox principalis — главный голос), а также (впоследствии) тенором (tenor — держащий); дублирующий голос — органалисом (vox organalis — органальный, или органумный, голос). Ритм точно не указан, голоса моноритмичны (принцип punctus contra punctum или nota contra notam). Помимо параллельного ведения в кварту или квинту, встречаются октавные удвоения голосов (aequisonae — равнозвучные):
Образцы параллельного органума из трактатов «Musica enchiriadis» (вверху) и «Scholia enchiriadis» (внизу).
Более поздняя англ. разновидность О. — гимель (cantus gemellus; gemellus — сдвоенный, близнец) допускает движение терциями (известный образец гимеля — гимн св. Магнусу Nobilis, humilis).
В эпоху Гвидо д’Ареццо развился др. вид О. — свободный О., или диафония (первоначально слово «диафония» было науч.-теоретическим, а «органум» — обиходно-практич. обозначением одного и того же явления; в нач. 12 в. термины «диафония» и «О.» стали определениями разл. техник композиции). Он также моноритмичен, но голоса в нём линеарно свободны; широко используются косвенное движение, противодвижение, а также перекрещивание голосов. Изложение принципов и образцы свободного О. — у Гвидо д’Ареццо в «Микрологе» (ок. 1025–26), в миланском трактате «Ad Organum faciendum» (ок. 1150), у Джона Коттона в его труде «De musica» (ок. 1100); др. источники — Уинчестерский Тропарь (1-я пол. 11 в.), рукописи монастырей Сен-Марсьяль (Лимож, ок. 1150) и Сантьяго де Компостела (ок. 1140). Свободный О. (как и параллельный) обычно двухголосен.
Образец органума из трактата «Ad Organum faciendum».
О. параллельный и О. свободный по общему типу письма должны быть отнесены скорее к гомофонии (как подобие аккордового склада или как его крайние голоса), чем к полифонии в обычном смысле.
В О. зародился новый муз. склад — базирующееся на гармонии вертикальных созвучий многоголосие. В этом большое историч. значение О., обозначившего резкую грань между принципиально монодич. мышлением в муз. культуре всего Др. мира (включая и Др. Восток), монодическими же ранними формами христ. пения (1-е тысячелетие н. э.), с одной стороны, и основанной на этой новой (по типу — многоголосной) гармонии новозападной культурой — с другой. Поэтому рубеж 9–10 вв.- один из самых значительных в муз. истории. В последующие эпохи (вплоть до 20 в.) музыка существенно обновлялась, но оставалась многоголосной. Ещё в рамках свободного О. изредка встречалось противопоставление одному звуку принципалиса нескольких в органалисе. Этот способ письма стал основным в мелизматич. О. На протянутый звук тенора (punctus organicus, punctus organalis) приходилось от неск. звуков до довольно длинной мелодии:
Органум из рукописей монастыря Сен-Марсьяль.
Мелизматич. О. (diaphonie basilica) имеет уже ярко выраженный полифонич. характер. Образцы мелизматич. О.- в кодексах Сантьяго-де-Компостела, Сен-Марсьяль и особенно парижской школы Нотр-Дам (в «Magnus liber organi» Леонина, к-рого называли optimus organista — лучший органист, в смысле «лучший органумист»). В кон. 12 в., помимо традиц. двухголосного (dupla) О., появляются первые образцы трёхголосного (tripla) и даже четырёхголосного (quadrupla). При неск. органалисах голоса имеют названия: дуплум (duplum — второй), триплум (triplum — третий) и квадруплум (quadruplum — четвёртый). Литургич. тенор по-прежнему сохраняет значение гл. голоса. Благодаря мелизматич. украшению каждого выдержанного тона тенора общие масштабы композиции увеличиваются до десятикратной длины.
Распространение модальной ритмики и строгая метризация О. (с кон. 12 в.) свидетельствуют о влиянии факторов, далёких от его первоначальной литургич. основы, и связывают О. со светским и нар. искусством. Это — закат иск-ва О. В органуме Леонина мелизматич. части композиции чередуются с метризованными. По-видимому, метризация определялась и увеличением числа голосов: организация более чем двух голосов делала неизбежной более точную их ритмич. координацию. Вершина О.- двух-, трёх- и даже четырёхголосные соч. Перотина (школа Нотр-Дам), названного optimus dis-cantor (лучший дискантист):
Перотин. Градуал «Sederunt principes» (ок. 1199); органум квадруплум.
В рамках О. появились модальная ритмика и имитация (Сен-Марсьяль, Нотр-Дам), обмен голосов (Нотр-Дам).
В 12–13 вв. О. вливается в искусство мотета, ранние образцы к-рого очень близки метризованному О.
На всём протяжении своей истории О.- пение сольное и ансамблевое, а не хоровое, к-рое по-прежнему оставалось одноголосным (по Г. Хусману). Двух- и многоголосие О. было украшением церк. пения, такие песнопения первоначально исполнялись только в торжеств/ случаях (напр., рождественские службы). По нек-рым сведениям, ранний О. исполнялся с участием инструментов.
Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1–2, М.-Л., 1941; Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898; Handschin J., Zur Geschichte der Lehre vom Organum, «ZfMw», 1926, Jg. 8, Heft 6; Chevallier L., Les theories harmoniques, в кн.: Encyclopedie de la musique…, (n. 1), P., 1925 (рус. пер. — Шевалье Л., История учений о гармонии, под ред. и с добавлениями М. В. Иванова-Борецкого, М., 1932); Wagner Р., La paraphonie «Revue de Musicologie», 1928, No 25; Perotinus: Organum quadruplum «Sederunt principes», hrsg. v. R. Ficker, W.-Lpz., 1930; Вesseler H., Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, (1937); Georgiades Thr., Musik und Sprache, В.-Gott.-Hdlb., (1954); Jammers E., Anfange der abendlandischen Musik, Stras.-Kehl, 1955; Waeltner E., Das Organum bis zur Mitte des 11. Jahrhunderts, Hdlb., 1955 (Diss.); Chominski J. M., Historia harmonii i kontrapunktu, t. 1, (Kr., 1958) (укр. пер.: Хоминський Й., Iсторiя гapмонiп та контрапункту, т. 1, Киiв, 1975); Dahlhaus G., Zur Theorie des fruhen Organum, «Kirchenmusikalisches Jahrbuch», 1958, (Bd 42); его же, Zur Theorie des Organum im XII. Jahrhundert, там же, 1964, (Bd 48); Machabey A., Remarques sur le Winchester Troper, в кн.: Festschrift H. Besseler, Lpz., 1961; Eggebrecht H., Zaminer F., Ad Organum faciendum, Mainz, 1970; Gerold Th., Histoire de la musique…, N. Y., 1971; Вesse1er H., Gulke P., Schriftbild der mehrstimmigen Musik, Lpz., (1973); Reсkоw F., Organum-Begriff und fruhe Mehrstimmigkeit, в сб.: Forum musicologicum. 1. Basler Studien zur Musikgeschichte, Bd 1, Bern, 1975.
Ю. H. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.