Маурер — семья музыкантов, работавших в России.
Людвиг Вильгельм Маурер (нем. Ludwig Wilhelm Maurer; 8 II 1789, Потсдам — 13 (25) X 1878, Петербург) — скрипач, композитор и дирижёр. По национальности немец. Ученик К. Хака. Играл в придворном оркестре в Берлине (1802–06), работал в Риге (1807). Концертировал в Петербурге, Москве, где до 1817 состоял капельмейстером крепостного оркестра В. А. Всеволожского. В 1818–20 гастролировал в Германии и Франции. С 1821 композитор и капельмейстер императорских театров в Петербурге, с 1832 также руководитель оркестра Всеволожского. С 1835 возглавлял оркестр французского театра в Петербурге, устраивал симфонические концерты (для состава этого оркестра сделал переложения симфоний И. Гайдна, В. А. Моцарта и др.). Одновременно дирижировал концертами Филармонического общества, Концертного общества, выступал как солист (в 1834 первым исполнил в России скрипичный концерт Бетховена), преподавал (среди его учеников — А. Н. Верстовский). В 1845–50 работал в Дрездене. В 1851–62 был инспектором петербургских императорских театральных оркестров.
Разностороннюю деятельность Маурера высоко ценили М. И. Глинка, А. Н. Серов, В. В. Стасов, В. Ф. Одоевский, причислявший его «к лучшим капельмейстерам Европы». Был мастером водевильной музыки, музыкальной шутки, куплета. Оркестровые, камерно-инструментальные и скрипичные произведения Маурера мало индивидуальны по стилю, наибольший интерес представляют 8 концертов для скрипки с оркестром, а также концерт для 4 скрипок (1838). Популярностью пользовалась «Татарская песня» (сл. А. С. Пушкина).
Сочинения:
опера — Алонзо, или Ревнивый любовник (1828, Петербург); балеты — Шотландцы (1836, там же), Тень (1839, там же); оперы-водевили — Два вора (1818), Карантин (совм. с А. Н. Верстовским, 1820), Суженого конём не объедешь, или Нет худа без добра (1821), Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. А. Алябьевым и Верстовским, 1822), Новый Парис (совм. с Верстовским, 1822), Муж и жена (совм. с Алябьевым, Верстовским, Ф. Е. Шольцем, 1830) и др.; концертные увертюры; камерно-инструментальные ансамбли — дуэты, струн. трио, Ноктюрн для 4 виолончелей; произведения для флейты, гобоя; песни; театральная музыка и др.
Сыновья Маурера:
Всеволод Васильевич Маурер (27 III 1819, Потсдам — 22 VII (3 VIII) 1892, Петербург) — скрипач. Учился у отца. С детских лет выступал в концертах. Был участником квартета А. Ф. Львова. В 1835–85 первый скрипач оркестра французского театра в Петербурге. Преподавал в Придворной певческой капелле.
Александр Васильевич Маурер (гг. рожд. и смерти неизвестны) — виолончелист. Выступал в концертах как солист, а также вместе с отцом и братом. Играл в оркестре французского театра. В 1849–58 преподавал в Петербургском театральном училище.
Литература: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1, 4, СПБ, 1892, 1895; Стасов В. В., Собр. соч., т. 3, СПБ, 1894; Глинка М., Литературное наследие, т. 1–2, Л.- М., 1952–53; Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956; Wasielewsky W. J., Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1920.
И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.