Отто Клемперер

Otto Klemperer

Дата рождения
14.05.1885
Дата смерти
06.07.1973
Профессия
Страна
Германия

Отто Клемперер / Otto Klemperer

Отто Клемперера — одного из величайших мастеров дирижерского искусства — хорошо знают в нашей стране. Впервые он выступал в Советском Союзе в середине двадцатых годов.

«Когда поняли, вернее, инстинктом учуяли, что такое Клемперер, на него стали ходить так, что огромный зал филармонии не может уже больше вместить всех желающих послушать, а главное — посмотреть знаменитого дирижера. Не видеть Клемперера — это значит лишить себя большой дозы впечатления. С момента выхода на эстраду Клемперер властно завладевает вниманием аудитории. Она с напряженным вниманием следит за его жестом. Человек, стоящий за пустым пультом (партитура — в голове), постепенно растет и заполняет собой весь зал. Все сливается в одном акте творчества, в котором, кажется, принимают участие все присутствующие. Клемперер впитывает в себя волевые заряды отдельных индивидуумов, чтобы разрядить накопленную психологическую энергию в мощном, увлекающем и захватывающем творческом порыве, не знающем преград... Вот в этом неудержимом вовлечении в свое искусство всех слушателей, теряющих грань между собой и дирижером и возвышающихся до творческого осознания величайших музыкальных композиций, заключается секрет того колоссального успеха, которым вполне заслуженно пользуется у нас Клемперер».

Так списывал один из ленинградских критиков свои впечатления от первых встреч с артистом. Эти меткие слова можно продолжить высказыванием другого рецензента, писавшего в те же годы: «Оптимизм, необычайная радостность пронизывает искусство Клемперера. Его исполнение, законченное и мастерское, всегда было живой творческой музыкой, лишенной какой-либо схоластики и догмы. При необычайной смелости Клемперер поражал буквально педантическим и строгим отношением к точному воспроизведению музыкального текста, указаний и ремарок автора. Как часто его интерпретация, далекая от привычной, вызывала протест и несогласия. И. Клемперер всегда побеждал».

Таким было и осталось по сей день искусство Клемперера. Именно это и сделало его близким и понятным слушателям всего мира, именно за это особенно горячо полюбили дирижера в нашей стране. «Клемпереровский мажор» (меткое определение известного критика М. Сокольского), могучий динамизм его искусства всегда были созвучны биению пульса людей, устремленных в будущее, людей, которым великое искусство помогает строить новую жизнь.

Благодаря такой направленности таланта Клемперер стал непревзойденным истолкователем бетховенского творчества. Каждый, кто слышал, с какой страстностью и вдохновением он воссоздает монументальные здания бетховенских симфоний — понимает, почему слушателям неизменно кажется, будто талант Клемперера создан как раз для воплощения гуманистических концепций Бетховена. И недаром один из английских критиков озаглавил свою рецензию на очередной концерт дирижера так: «Людвиг ван Клемперер».

Конечно, Бетховен не единственная вершина Клемперера. Стихийной силой темперамента и волевой устремленностью покоряет его интерпретация симфоний Малера, в которых он также всегда подчеркивает стремление к свету, идеи добра и братства людей. В огромном репертуаре Клемперера по-новому оживают многие страницы классики, в которые он умеет вдохнуть какую-то особую свежесть. Величие Баха и Генделя, романтическая взволнованность Шуберта и Шумана, философские глубины Брамса и Чайковского, красочность Дебюсси и Стравинского — все это находит в его лице своеобразного и совершенного истолкователя.

А если вспомнить, что Клемперер с неменьшим увлечением дирижирует и в оперном театре, дав великолепные образцы исполнения опер Моцарта, Бетховена, Вагнера, Бизе, то станут ясными масштаб и безграничные творческие горизонты артиста.

Весь жизненный и творческий путь дирижера является примером беззаветного, самоотверженного служения искусству. Родившись в Бреславле, в семье коммерсанта, он получил первые уроки музыки у матери, пианистки-любительницы. Окончив гимназию, юноша тоже собирался стать пианистом, одновременно изучал теорию композиции. «Все это время,— вспоминает Клемперер,— я и не подозревал, что у меня могут оказаться дирижерские способности. На путь дирижера я попал благодаря случаю, когда в 1906 году познакомился с Максом Рейнхардтом, предложившим мне продирижировать спектаклями только что поставленного им «Орфея в аду» Оффенбаха. Приняв это предложение, я сразу же завоевал столь крупный успех, что обратил на себя внимание Густава Малера. Это и явилось поворотным пунктом в моей жизни. Малер посоветовал мне всецело посвятить себя дирижированию, и в 1907 году рекомендовал меня на пост главного дирижера немецкого оперного театра в Праге».

Возглавляя затем оперные театры в Гамбурге, Страсбурге, Кёльне, Берлине, гастролируя по многим странам, Клемперер уже в двадцатых годах был признан одним из лучших дирижеров мира. Его имя стало знаменем, вокруг которого собирались и лучшие современные музыканты, и приверженцы великих традиций классического искусства.

В берлинском «Кролль-театре» Клемперер ставил не только классику, но и многие новые произведения — «Кардильяк» и «Новости дня» Хиндемита, «Царь Эдип» Стравинского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и другие.

Приход к власти фашистов вынудил Клемперера покинуть Германию и долгие годы скитаться. В Швейцарии, Австрии, США, Канаде, Южной Америке — повсюду его концерты и спектакли проходили с триумфом. Вскоре после окончания войны он вернулся в Европу. Вначале Клемперер работал в Будапештской государственной опере, где осуществил ряд блестящих постановок опер Бетховена, Вагнера, Моцарта, затем долгое время жил в Швейцарии, а последние годы его резиденцией стал Лондон. Здесь он выступает с концертами, записывается на пластинки, отсюда он совершает свои и поныне довольно многочисленные концертные поездки.

Клемперер — человек несгибаемой воли и мужества. Несколько раз тяжелая болезнь отрывала его от эстрады. В 1939 году он перенес операцию опухоли мозга и был почти парализован, но вопреки предположениям врачей встал за пульт. Позже в результате падения и перелома позвоночника артист опять должен был провести долгие месяцы в больнице, но вновь превозмог недуг. Еще через несколько лет, находясь в клинике, Клемперер случайно заснул, лежа в постели. Выпавшая из рук сигара подожгла одеяло, и дирижер получил сильные ожоги. И еще раз сила воли и любовь к искусству помогли ему вернуться к жизни, к творчеству.

Годы изменили внешний облик Клемперера. Когда-то он одним своим появлением гипнотизировал публику и оркестр. Его величественная фигура возвышалась над залом, хотя дирижер не пользовался подставкой. Сегодня Клемперер дирижирует сидя. Но время не властно над талантом и мастерством. «Можно дирижировать одними руками. Часто больше всего можно сказать только при помощи взгляда. А что касается кресла — так, боже мой, ведь в опере все дирижеры сидят во время дирижирования! Просто это не так привычно в концертном зале — вот и все»,— спокойно говорит Клемперер.

И как всегда, он побеждает. Ибо, слушая игру оркестра под его управлением, вы перестаете замечать и кресло, и больные руки, и морщинистое лицо. Остается только музыка, а она по-прежнему совершенна и вдохновенна.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Мари Салле Танцовщики

Записи

рекомендуем

смотрите также

Франсуа Гранье Композиторы
Леонид Борисович Коган Инструменталисты
Антал Дорати Дирижёры
Франц фон Зуппе Композиторы
Йозеф Маркс Композиторы
Генрих Шютц Композиторы

Реклама