Жанры балетные (от франц. genre — род, вид) — разновидности балетного спектакля, определяемые особенностями его связи с литературой, театром и музыкой, выражающиеся в специфических чертах его содержания и формы.
Первоначальная форма балета — интермедии или дивертисменты, входившие в оперные и драматич. представления, преим. мифологич. характера. Эти историч. разновидности утратили своё значение после возникновения в 18 в. балета как самостоят, хореографич. представления. В процессе развития Ж.б. изменялись, обретая в ту или иную эпоху свои особенности в зависимости от господствовавшего художеств, направления (см. Барокко, Классицизм, Романтизм). Вместе с тем они исторически относительно устойчивы, характеризуют многообразие возможностей отражения жизни в балете и образуют в совр. балетном иск-ве определённую систему.
Поскольку балет, как правило, имеет сценарную (литературно-сюжетную) основу, на Ж. б. накладывают отпечаток роды и виды, свойственные лит-ре (см. Драматургия балета). Так, есть балеты эпические («Пламя Парижа»), лирические («Шопениана») и драматические («Лауренсия»). Эти разновидности редко существуют в чистом виде, нередко они перекрещиваются, и возникают балеты лирико-эпические («Каменный цветок»), лирико-драматические («Лебединое озеро»), эпико-драматические («Спартак»). Порой к балету применяются и более частные определения лит. жанров, напр, балет-поэма «Бахчисарайский фонтан», балет-роман «Утраченные иллюзии» Асафьева, балет-сказка «Золушка» и др. Будучи видом театрально-сценич. иск-ва, балет воспринял и его деление на трагедию («Отелло», «Ромео и Джульетта»), комедию («Тщетная предосторожность», «Коппелия») и драму («Медный всадник»; «Ангара» Эшпая).
Хореографич. действие балета развёртывается на основе единства драматургии и музыки (муз. драматургии). Но в этом единстве могут преобладать акценты в ту или другую сторону. Так возникают разновидности балета-пьесы («Партизанские дни» Асафьева, «Сердце гор») и балета-симфонии, в основу к-рого, как правило, положено симфонич. произведение («Величие мироздания» на муз. 4-й симфонии Бетховена, пост. Ф. В. Лопухова, 1923, «Ленинградская симфония» на муз. 7-й симфонии Шостаковича, пост. И. Д. Вельского, 1961, «Хрустальный дворец» на муз. 1-й симфонии Ж. Визе, пост. Дж. Баланчина, 1947).
К Ж. б. можно отнести также деление балетов на сюжетные и бессюжетные («Шопениана», пост. М. М. Фокина, 1908, «Классическая симфония» на муз. Прокофьева, пост. Л. М. Лавровского, 1966), танцевальные и пантомимные («Карьера мота», пост. Н. де Валуа, 1935), а также различие балетов многоактных («Спящая красавица»), одноактных («Паганини», пост. Лавровского, 1960) и балетных миниатюр («Триптих на темы Родена» на муз. Дебюсси, пост. Л. В. Якобсона). Существует также жанр оперы-балета («Млада» Римского-Корсакова, «Снежная королева» Раухвергера), не получивший, однако, широкого распространения.
Сов. балет характеризуется многообразием Ж. б. Ведущее значение в нём приобрёл спектакль, органически сочетающий в себе черты балета-пьесы и балета-симфонии, воплощающий жизнь в хореографич. действии, развёртывающемся на основе муз. драматургии (постановки Григоровича и др.).
Литература: Слонимский Ю., Семь балетных историй, [Л., 1967]; его же, В честь танца, М., 1968; Карп П., О балете, М., 1967; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., [М., 1971]; его же, Статьи о балете, Л., 1980.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.