Мадрид музыкальный

Категории словаря
Мадрид

Мадрид (Madrid) — столица Испании, главный центр её музыкальной жизни.

Музыкальная жизнь Мадрида получила развитие после перенесения сюда королевского двора (1561), при котором была создана капелла, состоявшая из фламандских, позднее французских музыкантов. Придв. испан. капеллой Филиппа II с 1587 руководил комп. Ф. Рожер (мальчиком пел в хоре фламандской капеллы), обогативший своими произв. её репертуар. С корол. капеллой были связаны мн. видные композиторы и органисты 16–18 вв. (они писали также музыку для монастырских хоров); среди них — A., X. и Э. де Кабесоны, Д., Б. К. и Ф. дель Кастильо, Н. Гомберт, Ф. и X. дель Вадо, X. де Торрес, А. Литерес и X. Небра и др. авторы полифонич. вок. и инстр. произв. Здесь же служили лучшие певцы. Полифонич. культовая музыка в 16–17 вв. получила высокое развитие в творчестве композиторов и органистов Т. де Виктории, X. Элиаса, X. Морено-и-Поло, М. X. де Веаны, М. Руиса, А. Солера и др. видных музыкантов, живших в мадридских монастырях. Культовые произв. комп. К. де Моралеса, Ф. Герреро и Ф. де лас Инфантас, работавших в М., были известны и за пределами Испании.

В кон. 16 в. стали популярны представления с музыкой (на светские сюжеты), к-рые давались сначала под открытым небом, затем в т-рах «Де ла Крус» и «Дель Принсипе», в нач. 17 в. в них шли комедии Тирсо де Молины, Руиса де Аларкона-и-Мендосы, А. Морето-и-Каваньи с муз. интермедиями. В 1629 при дворе была пост. первая испан. опера неизвестного автора «Лес без любви» («La selva sin amor»), в сер. 17 в. — первая сарсуэла"Сад Фалерины» («El jardin de Falerina») в корол. резиденции Сарсуэла (близ М.), давшей назв. этому жанру. На открытом воздухе устраивались религ. представления (autos sacramentales) с муз. сопровождением. Наряду с вокальной музыкой, звучавшей гл. обр. в аристократич. салонах, получили распространение и инстр. произв., преим. для виуэлы и гитары; выделялись гитаристы Л. Руис де Рибайяс и Ф. Герау (18 в.), известный педагог С. де Мурсиль, Ф. Моретти, М. П. В. Гарсиа (кон. 18 — нач. 19 вв.) и др.

В 1708 в М. впервые гастролировала итал. оперная труппа, для к-рой был построен спец. оперный т-р «Каньос дель Пераль». В 18 в. спектакли итал. оперы с музыкой приглашавшихся в М. итал. комп. Дж. Факко, Ф. Корселли, Ф. Коррадини, Н. Конфорто и др. регулярно ставились в т-ре «Каньос дель Пераль» и в придворном т-ре во дворце «Буэн Ретиро», к-рымв1737- 1759 руководил певец-кастрат Фаринелли. Наряду с итал. операми продолжали ставиться сарсуэлы, мелодрамы и комедии с музыкой, во 2-й пол. 18 в. — тонадильи Л. Мисона, А. Герреро, П. Аранаса, П. Эстеве, Б. де Ласерны, А. Росалеса и др.

В сер. 18 в. развиваются камерно-инстр. жанры; высокие образцы музыки для чембало, виолончели, скрипки создали Д. Скарлатти, Л. Боккерини, Г. Брунетти, работавшие при дворе, где также выступали скрипачи X. Эррандо, Ф. Манальт, гобоисты Пла (3 брата). В 1830 осн. Корол. консерватория музыки и декламации имени королевы Христины; сначала в ней преподавали гл. обр. итальянцы. Несмотря на высокий уровень развития муз. жизнь М. носила замкнутый характер. С сер. 19 в. в М. стали гастролировать мн. иностр. музыканты (выступали на сцене т-ра «Лисео»). В 1863 было создано Квартетное об-во под рук. скрипача и дирижёра X. Монастерио, пропагандировавшее камерную музыку испан. композиторов, в 1866 — Конц. об-во с собств. оркестром. К кон. 19 в. всё большую роль стали играть представители нац. направления — испан. муз. Возрождения (Ренасимьенто), к-рые в своей педагогич., композиторской и обществ. деятельности стремились к утверждению нац. испан. стиля. Среди них — Ф. Барбьери, основавший в М. об-во «Музыкальная Испания» (способствовало организации испан. оперного т-ра) и своими сарсуэлами помогавший преодолению влияния итал. оперного стиля; Т. Бретон, организовавший оркестр Художественного объединения музыкантов, П. X. Э. Арриета-и-Корера, Р. Чапи, X. Монастерио и особенно Ф. Педрель, ведущий деятель Ренасимьенто, основоположник новой испан. композиторской и музыковедч. школ.

С сер. 19 в. начался расцвет муз. т-ра; были построены спец. оперные т-ры «Паласио реаль» (1849) для придв. оперы и «Реаль» (1850), в к-рых до 1870-х гг. ставились итал. и франц. оперы, а в кон. 19 в., с усилением движения Ренасимьенто, шли нац. оперы Т. М. Эславы, Э. Серрано, Р. Чапи, Бретона. С возрождением сарсуэлы в сер. 19 в. возникли т-ры «Сарсуэла» (1856), «Театро лирико» (1902). Муз. спектакли давались также в т-рах «Сирко» (1834–56), «Институто» (1839), «Мусео» (1847–49), «Варьедадес» (1842–88) и др.

Симф. и театр. оркестрами дирижировали Барбьери, Бретон, Чапи, Монастерио, X. Гастамбиде-и-Гарбайо, X. Хименес-и-Беллидо. В нач. 20 в. созданы симф. и филармонич. оркестры под рук. Ф. Арбоса и П. Касальса. В т-ре «Реаль» шли оперы М. де Фалья, X. Турины, К. дель Кампо, М. Торробы, И. Альбениса и др. В кон. 1920-х гг. уровень развития муз. жизни М. значительно снизился. В 1925 закрылся т-р «Реаль» (его реставрация продолжается ок. 50 лет). В годы гражд. войны 1936–39 распались мн. муз. об-ва, видные музыканты эмигрировали из страны (М. де Фалья, П. Касальс, Э. К. Чапи, К. Паласио). Нек-рое оживление в конц. жизнь М. внёс в 1940-е гг. дир. А. Архента, создавший Нац. оркестр и Объединение камерной музыки, к-рые и в сер. 1970-х гг. являются ведущими проф. коллективами города. В совр. М. работают Симф. оркестр Испан. радио и телевидения (рук. И. Маркевич) и оркестр Мадридской филармонии (рук. О. Алонсо), оперные спектакли ставятся в т-ре «Сарсуэла», «Театро лирико», а также даются испан. труппой Ассоциации друзей оперы и др.; оперетты ставятся в небольших драм. т-рах. Концерты из-за отсутствия спец. помещений проводятся в крупнейших кинотеатрах города. Среди муз. организаций совр. М. — Нац. ассоциация музыки, Ассоциация муз. культуры, конц. бюро «Даниель де Кесада» и «Витериа»; имеются муз. б-ки и муз. отделы в Национальных и Муниципальных б-ках. В М. проводятся музыкальные фестивали, выходит журн. «Informazion musical».

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Тюник, тюника Балет и танец
Атональная музыка Термины и понятия

Театры и фестивали

Реал 13.02.2013 в 15:25
Театр сарсуэлы 12.01.2011 в 23:00

рекомендуем

смотрите также

Секундаккорд Теория музыки
Поэма Музыкальные жанры
Терция Термины и понятия
Agnus dei, агнус деи Церковная музыка
Саратов музыкальный Национальные культуры
Чилийская музыка Национальные культуры
Белград музыкальный Национальные культуры
Настройка Термины и понятия
Фокстрот Музыкальные жанры

Реклама