Неаполитанская оперная школа

Неаполитанская оперная школа — итальянская оперная школа, сложившаяся к началу 18 века. Первым её крупным представителем был Ф. Провенцале (ум. 1704), главой — композитор А. Скарлатти.

Неаполитанская оперная школа, возникнув несколько позднее римской и венецианской, подытожила и обобщила достижения итальянской оперы 17 в. в области композиторского творчества и исполнительства.

Большое значение для её формирования и развития имели традиции неаполитанской бытовой музыки (мелодически богатой и своеобразной по колориту), а также деятельность четырёх неаполитанских консерваторий, выпустивших многих певцов-виртуозов. В Неаполе сложился и утвердился жанр итальянской оперы-сериа и позднее — жанр оперы-буффа, которые получили распространение в других музыкальных центрах Италии, а затем в крупнейших странах Европы.

Неаполитанская опера-сериа характеризовалась преобладанием музыкальных закономерностей над словесными. В её рамках откристаллизовались типичные формы оперной арии (особенно da capo), итальянской оперной увертюры, типы речитатива — т. н. сухого (recitativo secco, под аккомпанемент клавесина) и аккомпанированного (recitativo accompagnato, в сопровождении оркестра), установились традиции использования оркестра в опере.

Со временем в Неаполитанской оперной школе всё большую роль приобретают кантиленное пение (бельканто) и внешне блестящее виртуозное пение, позволяющие певцам демонстрировать свои вокальные возможности (иногда вопреки замыслу композитора).

В неаполитанской опере-сериа преобладали античные мифологические и легендарно-исторические сюжеты, но наряду с ними встречались комедийные. Однако в трактовке любых сюжетов неаполитанцы, постепенно отказываясь от передачи исторического колорита или деталей фабулы, сосредоточили внимание на воплощении человеческих чувств в определённых ситуациях: возвышенной любви, благородной скорби, воинственного порыва, мучений ревности, идиллической созерцательности и т. п.

В результате длительного исторического отбора характерных интонаций и различных приёмов выразительности эти эмоции получали в опере типическое выражение, вне зависимости от конкретного сюжета. Отсюда возникла возможность перестановок арий из одной оперы в другую и такие явления, как пастиччо (т. е. сборные спектакли из отрывков различных опер).

Яркие образцы неаполитанской оперы-сериа создали в 18 в. А. Скарлатти, Л. Винчи, Н. Порпора, Л. Лео, Н. Йоммелли, Т. Траэтта и др. Значительное влияние неаполитанской оперы испытал Г. Ф. Гендель, к Неаполитанской оперной школе примыкал И. А. Хассе. Среди либреттистов выделяются крупные итальянские поэты и драматурги А. Дзено и П. Метастазио. На либретто Метастазио («Артаксеркс», «Покинутая Дидона» и др.) в 18 в. писали многие неаполитанские композиторы, причём на одно и то же либретто создавались десятки опер.

К 30-м гг. 18 века недостатки неаполитанской оперы-сериа были не только замечены современниками, но вызвали сатирические памфлеты и пародии. Оперу называли «концертом в костюмах» из-за засилия певцов, особенно певцов-кастратов, блестящих виртуозов, нарушавших, однако, художественное правдоподобие изображаемых персонажей. К середине 18 века наиболее вдумчивые композиторы пытались преодолеть создавшуюся традицию и пересмотреть музыкальную концепцию оперы, но до реформы К. В. Глюка (началась в 1762) это положение в целом не было поколеблено.

К концу 18 в. облик неаполитанской оперы постепенно изменился, т. к. её представители (Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло и др.), работая также в жанре оперы-буффа, использовали достижения оперы-буффа в жанре оперы-сериа.

Опера-буффа сложилась в Неаполе в 30-е гг. 18 в., когда из комических интермедий в опере-сериа и из диалектной комедии с музыкой возникли небольшие оперные произведения шуточного характера с участием персонажей, близких маскам комедии дель арте. Одним из первых представителей нового жанра стал Дж. Перголези, в музыке которого проявились яркие буффонные черты («Служанка-госпожа», 1733). Позднее в творчестве Пиччинни опера-буффа приобрела сентименталистский оттенок.

Композиторы следующего поколения — Паизиелло, Д. Чимароза — расширили круг образов оперы-буффа как комического жанра с элементами лирической драмы, сказки, фарса, экзотики и т. п. В их творчестве по существу трудно уловить сугубо неаполитанские черты, оно носило скорее общеитальянский характер. Это относится в известной степени ко всей Неаполитанской оперной школе конца 18 в.: приобретая общеевропейское распространение и влияя на композиторов других стран, она представляет итальянскую оперу вообще.

Литература: Ливанова Т.Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М. — Л., 1940, с. 238–47; Florimo P., La scuola musicale di Napoli e i suoi conservatorii…, v. 1–4, Napoli, 1880–82; Rolland R., L’Opera au XVII siecle en Italie, в кн.: Encyclopedie de la musique et dictionnaire du Conservatoire… fondateur A. Lavignac, v. 1, P., 1913 (рус. пер. — в кн.: Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии М., 1931, с. 72–86); Scherillo M., L’Opera buffa napoli tana durante il Settecento, Roma, 1918; Kreizschmar H. Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — История оперы, Л., 1925, с. 206–38); Borren Ch. Van der, A. Scarlatti et l’esthetique de l’opera napolitain, P.-Brux., 1921; Della Corte A., L’opera comica italiana nel Settecento, v. 1–2, Bari, 1923; Tintori G., L’Opera napoletana, Mil., 1958; Hucke H., Die neapolitanische Tradition in der Oper des 18. Jahrhunderts, Kongressbericht International Gesellschaft fur Musikwissenschaft, N. Y., 1961.

T. H. Ливанова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Трость Музыкальные инструменты
Гусли Национальные культуры

Главы из книг

Персоналии

рекомендуем

смотрите также

Оркестр Термины и понятия
Янычарская музыка Термины и понятия
Мелизмы Теория музыки
Терцет Термины и понятия
Лексикография музыкальная Термины и понятия
Репертуар Термины и понятия
Вена музыкальная Национальные культуры
Рондо Теория музыки

Реклама