Обращение темы — противодвижение, инверсия (лат. inversio, итал. moto contrario, rovescio, riverso, rivoltato, франц. reversement, нем. die Umkehrung, die Gegenbewegung) — полифонический приём преобразования темы, заключающийся в воспроизведении её интервалов в противоположном направлении от некоего неизменяющегося звука: восходящему ходу темы в её основном (прямом) движении (лат. motus rectus) в обратном движении (лат. motus contrarius) соответствует ход на такой же интервал вниз (и наоборот). Неизменяющийся звук, общий для темы в основном и обращённом вариантах, называется осью обращения; в принципе ею может служить любая ступень. В мажоро-минорной тональной системе для сохранения функционального подобия обоих вариантов осью обращения обычно служит III ступень; в строгом стиле (14–16 вв.) с его натурально-диатонич. ладами обращение часто делается вокруг терции уменьшенного трезвучия, что обеспечивает одинаковое положение звуков тритона:
И. С. Бах. Искусство фуги, контрапункт XIII.
Палестрина. Каноническая месса, Benedictus.
В темах с хроматич. движением О. т. осуществляется так, чтобы по возможности сохранилась качественная величина интервалов — это обеспечивает большее сходство выразительности обращённого и прямого движения:
И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир», том 1, фуга fis-moll.
Технич. простота и художеств. эффективность обновления темы посредством обращения определили частое и многообразное использование этого приёма, особенно в однотемных произведениях. Существуют разновидности фуги с обращённым ответом (нем. Gegen-Fuge — см. И. С. Бах, «Искусство фуги», No 5, 6, 7) и канона с обращённой риспостой (В. А. Моцарт, квинтет c-moll, менуэт); обращение используется в интермедиях фуги (Бах, «Хорошо темперированный клавир», т. 1, фуга c-moll); тема в обращении может давать стретту с темой в прямом движении (Моцарт, фуга g-moll, K.-v. 401); иногда они просто совмещаются (Моцарт, фуга c-moll, K.-v. , 426). Часто на О. т. основываются большие разделы сочинений (Бах, «Хорошо темперированный клавир»; т. 1, фуга G-dur, контрэкспозиция; 2-я часть жиги) и даже целые формы (Бах, «Искусство фуги», No 12, 13; Р. К. Щедрин, Полифоническая тетрадь, No 7, 9). Комбинирование О. т. с др. способами преобразования получает особое распространение в музыке 20 в. (П. Хиндемит, «Ludus tonalis», ср. прелюдию и постлюдию), в частности, написанной с применением серийной техники (И. Ф. Стравинский, «Агон», Простой бранль). Как средство варьирования и развития обращение используется в неполифонич. музыке (С. С. Прокофьев, «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»), часто в сочетании с темой в прямом движении (П. И. Чайковский, 6-я симфония, ч. 2, т. 17–24; С. С. Прокофьев, 4-я соната, ч. 2, т. 25–28).
Литература: Золотарёв В. А., Фуга. Руководство к практическому изучению, М., 1932, 1965, раздел 13, Скребков С. С., Полифонический анализ, М. — Л., 1940, раздел 1, § 4; его же, Учебник полифонии, ч. 1–2, М. — Л., 1951, М., 1965, § 11; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959, с. 7–14; Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960; Григорьев С. С., Мюллер Т. Ф., Учебник полифонии, М., 1961, 1969, § 44; Дмитриев А. Н., Полифония как фактор формообразования, Л., 1962, гл. 3; Тюлин Ю. Н., Искусство контрапункта, М., 1964, гл. 3.
В. П. Фраёнов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.