Условность в балете

Категории словаря

Условность

1) Понятие, обозначающее отличие художеств. произведений, в т. ч. хореографических, от воспроизводимых ими явлений жизни, т. е. выражающее несходство, нетождественность образов искусства с жизнью. Диалектика отражения действительности в художеств. творчестве состоит, в частности, в том, что отличие искусства от жизни возможно только на основе его сходства, подобия с жизнью, т. е. У. возникает на основе правды. Она — путь к правде, средство её достижения. У. способствует художеств. обобщению, т. е. выходу за пределы изображения отдельных конкретных явлений, постижению их внутреннего смысла.

У. рождается из специфич. условий отражения действительности в данном виде искусства. Язык танц. искусства условен, в жизни для достижения практич. целей и для общения между собой люди им не пользуются. Хореографич. движения не тождественны реальным, практическим. Но между ними существует взаимосвязь. Хореографич. движения опираются на выразит. пластику человека в реальной жизни, развивая и разрабатывая её в систему специфич. условного языка. В его У. выражается, однако, не отход от жизни, а наоборот, приближение к постижению человеческих чувств, переживаний, мыслей, создаётся возможность образного, художеств. отражения жизни. Черты У. свойственны также драматургии балета и его оформлению (см. Костюм в балете, Художник в балете). Но образы художеств. совершенного балетного спектакля в такой же мере условны, как и безусловны (правдивы, верны, истинны).

У. становится отрицательным качеством лишь тогда, когда отрывается от правды, напр. закрепляет рутину и штампы или появляется как следствие разрушения языка классического танца, нарочитого оригинальничания, отхода от традиций классич. искусства. В этом смысле говорят о дурной У. шаблонов и стереотипов, возникающих в искусстве нетворческом, ремесленном.

2) В более узком смысле термин У. обозначает особый вид художеств. обобщения, связанный с иносказанием, символикой, аллегоричностью, метафорой и т. п., в противоположность обобщению, основанному на описательно- повествовательном, реально-бытовом правдоподобии. Эти два способа создания художеств. образов, несмотря на их отличия, вполне могут уживаться друг с другом. Напр., в романтич. балете («Сильфида», «Жизель» и др.) фантастич. акты и сцены являются более условными, нежели реальные, хотя они дополняют друг друга в единой идейно-художеств. концепции.

В сов. балете в разные периоды его развития У. приобретала разл. удельный вес. В первое послереволюц. десятилетие балетмейстеры нередко стремились воспроизвести революц. события в условных, символико-аллегорич. формах («Величие мироздания» на муз. Бетховена, балетм. Ф. В. Лопухов, 1923; «Красный вихрь» Дешевова, балетмейстер тот же, 1924; «Смерч» Бера, балетм. К. Я. Голейзовский, 1927). Этим опытам были свойственны отвлечённость, схематизм; они не дали значительных результатов. В 1930-е гг., в связи с утверждением в балете спектаклей, близких к драматич. театру, преобладал описательно- повествовательный, реально-бытовой способ изображения, У. отвергалась как нечто якобы чуждое реализму. С кон. 1950-х гг. снова возник интерес к У., но на новой основе, с учётом достижений предшествующего периода. Так, в спектаклях Ю. Н. Григоровича («Легенда о любви», 1961; «Спартак», 1968), И. Д. Бельского («Берег надежды», 1959, и др.) символико-аллегорич. образы и сцены сочетались с повествовательным развёртыванием сюжета, с реальным правдоподобием деталей и возникали на их основе как наиболее концентрированное выражение действия.

В условных образах содержится возможность и опасность отвлечённости и схематизма, в бытоподобных — эмпиризма и натурализма. Когда эти опасности реализуются, искусство обедняется. Но они преодолеваются, если и те и другие образы наполняются большой жизненной правдой и идейным смыслом. Этому же служит сочетание приёмов условно-иносказательных и бытоподобно-описательных в одном произведении. Разумеется, такое сочетание не должно быть механическим и эклектичным, оно может быть оправдано лишь особенностями идейно-художеств. концепции того или иного спектакля. В художеств. практике 1960-70-х гг. условные и бытоподобные формы в балете, так же как и их сочетание, приобрели равноправное значение. Главное — не в способе создания художеств. образов, а в их жизненной правдивости, эмоциональной силе и яркости.

Литература: Михайлова А.А., Проблема условности в реалистическом искусстве, М., 1966; Карп П., О балете, М., 1967; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Элегия Музыкальные жанры
Дублин музыкальный Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Batteries, батри Балет и танец
Кварта Теория музыки
Румынская музыка Национальные культуры
Алма-Ата музыкальная Национальные культуры
Духовный стих Термины и понятия
Нотопечатание Термины и понятия
Вокальное искусство Опера, вокал, пение
Интервал Теория музыки
Золотое сечение в музыке Термины и понятия

Реклама