Silhouetty, Op. 8, B. 32
12 пьес для фортепиано
Точное время создания фортепианного цикла Антонина Дворжака «Силуэты» неизвестно. Последние штрихи к циклу были сделаны осенью 1879 г., тогда же была определена последовательность частей – однако еще в 1875 г. в журнале «Далибор» упоминалось о новом «интересном цикле характерных пьес», созданных Дворжаком – это могли быть «Силуэты». То, что музыкальный материал отдельных номеров цикла появился уже тогда, сомнений не вызывает.
Сам факт создания подобного произведения не кажется удивительным: циклы фортепианных миниатюр, не особенно сложных в плане исполнительской техники, доступных пианистам-любителям, были излюбленным материалом для домашнего музицирования, и именно таких сочинений в первую очередь требовали музыкальные издатели от композиторов. Заглавие «Силуэты» как нельзя лучше отражает образное содержание этого фортепианного цикла: сквозь дымку воспоминаний композитор вглядывается в «силуэты» прошлого – в цикле немало тем, позаимствованных из более ранних произведений. Здесь появляются темы из Симфоний № 1 и № 2, до-минорного Струнного квартета, вокального цикла «Кипарисы» (а именно – песни «Здесь, в лесу, у ручья»). Но материал ранних сочинений в «Силуэтах» предстает преображенным – ведь цикл написан уже более опытным композитором, более совершенными становятся и приемы развития тематического материала, и фактура.
Цикл «Силуэты» состоит из двенадцати разнохарактерных пьес – лирических, скерцозных, жанрово-танцевальных. Они сгруппированы по принципу контраста и объединены тематически. Основной музыкальной идеей цикла становится главная партия первой части из Симфонии № 1, она появляется в двух пьесах, обрамляющих цикл (обе – Allegro feroce), а также в третьей (Allegretto) и в пятой (Presto). Кроме того, в первой и пятой пьесах появляется музыкальный материал из «Кипарисов». Тема Скерцо из Первой симфонии разрабатывается во второй пьесе Andantino, а также в восьмой (Allegretto), а в девятой пьесе (Allegro) появляется главная партия ее заключительной части. Возникают в «Силуэтах» и реминисценции Второй симфонии, правда, их использование не приобретает характера тематических арок: в шестой пьесе (Poco sostenuto) звучит главная партия финала, а в одиннадцатой – тема скерцо.
Первую публикацию фортепианного цикла «Силуэты» осуществило в 1880 г. в Лейпциге музыкальное издательство «Хофмайстер».