White Acacia
Оперетта Исаака Дунаевского в трёх действиях.
Либретто В. Масса и М. Червинского.
Первое исполнение состоялось 15 ноября 1955 года в Москве.
Действующие лица:
Петр Тимофеевич Чумаков, гарпунер-наставник китобойной флотилии «Салют»; Ольга Ивановна Чумакова, его жена; Тоня Чумакова, его племянница (сопрано); Константин Алексеевич Куприянов (Костя) , капитан-гарпунер китобойца «Салют-8» (баритон); Лариса Штепенко, молодая девушка (сопрано); Яков Петрович Наконечников (Яша), по прозвищу Буксир, кладовщик (тенор); Серафима Степановна Кораблева, буфетчица на базе китобойной флотилии «Салют»; Сергей Сергеевич Кораблев, ее муж, театральный парикмахер; Катя, подруга Тони; Леша Великанов, Саша Лопатенко — молодые моряки флотилии; капитан-директор флотилии; Aпп, кинорежиссер; Моргунов, киноактер; Гриша, кинооператор; матросы на корабле, соседи.
Действие происходит в начале 50-х годов в Одессе и на китобойной базе «Салют».
«Белая акация» насыщена яркой, увлекательной музыкой, хотя, в отличие от предшествующих оперетт, лишена развернутых финалов. В этом произведении Дунаевский отходит от принципов строения классической оперетты с развитой музыкальной драматургией. Он стремился создать легкую, веселую, красочную лирическую комедию и эту задачу выполнил превосходно.
Большим своеобразием отличается либретто — остроумное, с ярко очерченными образами, хорошо найденной обстановкой действия. Мы не видим здесь привычных амплуа. Перед зрителями — живые люди, которые трудятся, любят, страдают, веселятся. Это смелые люди, влюбленные в море, в свою нелегкую профессию, в родной город. На этой основе композитор и создал оперетту, пронизанную светом, радостью.
Дунаевский работал над музыкой «Белой акации» весной и летом 1955 года. Первыми были написаны центральные в музыкальной драматургии «Песня об акации» и «Песня об Одессе». Закончить свое произведение композитор не успел: он скончался 25 июля 1955 года, а через четыре месяца состоялась премьера его лебединой песни. По наброскам Дунаевского музыку закончил К. Молчанов.
Первое действие
Двор на одной из приморских улиц Одессы. Идет обычная хлопотливая жизнь. Играют в шахматы, занимаются хозяйством, спорят, разговаривают. Жизнерадостно звучит ансамбль жильцов «Есть у всех свои заботы». Тоня Чумакова запевает исполненную романтики «Песню об Одессе»: «Когда я пою о широком просторе...» А следом за ней, после разговоров с соседками, звучит ариозо Тони — обаятельный мягкий вальс «Над приморской улицей» («Песня об акации»). Появляется в сопровождении галантных кавалеров Лариса. Ее выход — на изящной и гибкой мелодии мазурки, иронически рисующей образ «гордой красавицы». Семь сопровождающих ее кавалеров тщетно пытаются узнать ее имя: «Не оставьте без внимания наше приглашенье, Люся, Нина, Лиза, Таня, Катя, Люба, Женя!» Тоня прогоняет назойливых молодых людей. А около Ларисы оказывается Яшка Наконечников. В их дуэте «Посмотрите, ветер тучи нагоняет» сохраняется прихотливость ритма, капризные изгибы мелодии, характеризующие Ларису.
Приходит во двор и Костя. Он предлагает выпить за дружбу. Его «Песня о дружбе» — вальс с оттенком суровой мужественности. Затем он запевает старую матросскую песню о маяке — «Пока горит любви маяк». Это — песня о нем самом. Ведь Костя очень любит свою невесту Ларису. Ее любовь считает он своим маяком, своей путеводной звездой. Завтра флотилия надолго уходит от родных берегов, и Костя хочет провести с любимой последний вечер. Но у Ларисы другие планы: она уже договорилась с Яшкой Буксиром о прогулке в парк, а Костю обманывает, говоря, что весь вечер должна пробыть у больной тетки. Лариса лишь делает вид, что любит его; лестно считаться невестой капитана. На самом деле она любит лишь себя. И в их дуэте в финале акта ее мелодия становится похожей на Костину: она «подделывается» под жениха, прячет свое настоящее лицо. Конец их объяснения слышит входящая Топя. «Только ты...» — задумчиво повторяет она слова Кости. Ведь Тоня любит его! Издалека доносится напев «Песни об акации». Тоня присоединяется к нему. Нежными звуками вальса и заканчивается действие.
Второе действие
База китобойной флотилии, в океане, вблизи экватора. Тоня добилась своего — ее взяли в плавание радистом базы. Яшка вовсе не хотел подвергать себя случайностям долгого плавания, но все же подал заявление, чтобы «не быть хуже других». Он надеялся, что его просьбу не удовлетворят, но... он на базе. В веселом дуэте с Катей «Здесь чудесно с точки зренья вида» он комически жалуется на невзгоды плаванья, на жару. Тоня вспоминает свой любимый город («Песня об Одессе»). Молодые моряки Саша и Леша объясняются Тоне в любви — звучит комический терцет «Ах, Леша, ах, Саша».
Начинается традиционный праздник перехода через экватор. Появляется Нептун (его играет Костя) со своей свитой из рыб и морских чудищ. Капитан-директор рапортует ему. Затем начинается художественная самодеятельность. Яшка Буксир исполняет «философские частушки» «Жизнь копейка, медный грош, дальше смерти не уйдешь». В нарочито примитивных, однообразных частушках — Яшкино «кредо», устойчивая, давно сложившаяся система взглядов. Запевает песню и Тоня. Начало ее шутливо, пародийно, но затем прорываются серьезные чувства, и музыка разливается широко и привольно («Любовь моя — море»).
Начинается шторм. Моряки работают с огромным, предельным напряжением. Хуже всего приходится китобойцу, которым командует Костя. Тоня хочет помочь Косте, поддержать его. За долгие недели плавания от Ларисы не было ни одного письма! И радист Чумакова одну за другой передает капитану Куприянову радиограммы: «Люблю, жду, Лариса». Пусть эта ложь поможет моряку в трудную минуту, пусть горит для него как маяк любовь Ларисы, в которую он верит!
Третье действие
Снова Одесса, знакомый двор. Город готовится к встрече флотилии. Все спешат к морю. Лишь родственникам моряков не повезло: их задерживают кинооператоры, «репетирующие» встречу. Бурно проходит сцена киносъемки «Недолго задержу я вас». Кораблев и Чумакова стараются вырваться, бежать в порт. Лариса же довольна. Она кокетничает с молодыми людьми, уговаривает их сделать для кинофильма целый эпизод «Невеста встречает жениха». В песне «Жена — это вечные будни и скука» она высказывает свои взгляды на жизнь, на прекрасную роль невесты, у которой одни права и никаких обязанностей. Ее снимают, записывают на магнитофон. Вбегает Тоня. Она опередила всех, чтобы предупредить Ларису о радиограммах, посланных от ее имени.
Приходит Костя. Лариса, захлебываясь, рассказывает ему о своих успехах в кино, включает магнитофон. Слышны ее приветственные слова, а дальше... Оказывается, разговор с Тоней тоже попал на пленку. Костя слышит его. Но он и сам за время плавания понял: его настоящее счастье — Тоня! Оркестровым звучанием мелодии «Песни об акации» заканчивается оперетта.
Л. Михеева, А. Орелович