Норвежский балет
Норвегия богата танцевальным фольклором, но развитие театрального танца началось здесь позднее, чем в других скандинавских странах. С 20-х гг. 19 в. норв. танцовщики появлялись в драматич. спектаклях, напр. в постановках актёра И. П. Стрёмберга, вводившего в них танцевальные соло. Балетные представления показывали приезжие труппы: в сер. 19 в. датские артисты во главе с Авг. Бурнонвилем — «Свадебный поезд в Хардангере», где были и норв. танцы, в 60-х гг. труппа А. Гредлу — «Власть Гульдры» в его постановке.
В 1899 был открыт Норвежский нац. театр. Первый балетмейстер и педагог — Т. Хальс Ульсен. Её ученица Г. Кристенсен и рус. танцовщик И. Тарасов поставили в 1914–17 неск. балетов, в т. ч. «Коппелию», где выступили танцовщица Л. Ибсен и танцовщик П. Обель. В 20-х гг. благодаря усилиям работавших в драматич. театрах ученицы Э. Жака-Далькроза — И. Якоби и ученицы Р. Лабана и К. Йосса — Э. Линденберг популярность приобрёл свободный танец.
Первые попытки создать нац. балет были предприняты после 2-й мировой войны. В 1945 балетм. Г. Хьёлос поставила балет на сюжет Х. Э. Кинка «Баллада смелости» Синдинга. В 1948 она создала совм. с англичанкой Л. Браун труппу Новый норвежский балет, где были поставлены нац. балеты «Тюриханс» и «Маленький Фрикк со скрипкой» (оба на нар. муз., балетм. Х. Хьёлос), «Дьявольская мелодия» Эгге (балетм. Л. Браун) и балеты шведа И. Крамера, работавшего в труппе после ухода Браун в 1950. До 1952 Новый норвежский балет выступал в Народном музее Осло и др. помещениях, разъезжал по стране, гастролировал в Скандинавии и Англии. Исполнителями были танцовщицы Б. Клаусен, Э. Рогер, Х. Мюрер, танцовщик Х. Хьёлос.
В 1953 Г. Хьёлос организовала совм. с Р. Тори труппу Норвежский балет, которая в 1954 объединилась с местной оперной труппой. Артисты выступали в оперных спектаклях, но исполняли также балет «Сильфиды» (1957), отрывки из «Щелкунчика» и др. Консультантами были англ. и дат. педагоги и балетмейстеры — М. Скипинг, А. Тюдор, Б. Бартолин. Нередко в гл. ролях выступали иностр. гастролёры (М. Фонтейн, Р. Хелпмен и др.).
В 1959, когда был открыт субсидируемый государством театр Норвежской оперы, труппа Норвежский балет (10 чел.) вошла в его состав. Первым спектаклем была «Коппелия», поставленная Х. Алджерановым, возглавившим труппу. В 1960 его сменил Н. Орлов, в 1961–65 — Дж. Харрис, которая довела её численность до 20–25 чел. и организовала в 1965 школу, в 1966 — Б. Макдональд и Мюрер. В репертуаре: фрагменты из балетов П. И. Чайковского, «Жизель»; балеты Тюдора — «Сиреневый сад» на муз. Шоссона; Б. Кульберг — «Медея» на муз. Бартока, «Лунный олень» Рисагера; Т. Болендера, Макдональда; Хьёлоса — «Каркисен» на муз. Сольберга (1964) и др.
В 1966–70 Норвежский балет возглавляла С. Арова. Стремясь поднять художеств. уровень труппы, она пополнила её иностр. артистами, приглашала из-за границы известных балетмейстеров. Были поставлены «Лебединое озеро», 3-й акт «Раймонды», спектакли из репертуара Королевского дат. балета, перенесённые Э. Бруном («Сильфида» и др.), вечер балетов Дж. Баланчина, постановки Тюдора, У. Гора, Дж. Батлера. Ведущие артисты 60-х гг.: танцовщицы — А. Борг, К. Блакстад, Мюрер, К. Венгард, Х. Торстенсен, Х. Скрам; танцовщики — Т. Сутовски, Р. Даленг, Ж. де Барбо, П. Дамм, Р. Фразье, Э. Осман, А. Дживс, Х. Гутьеррес, Ф. Конрад.
С 1971 труппу возглавляла Борг, с 1978 — Б. Ласт. Численность коллектива увеличилась до 40 чел. В репертуаре: балеты классич. наследия — «Спящая красавица», «Жизель», «Сильфида», балеты С. С. Прокофьева «Золушка» (балетм. Д. Лайне) и «Ромео и Джульетта» (балетм. В. Борковский), пост. Г. Тетли («Мифические охотники» на муз. Партоса, 1972; «Берега» на муз. Нордхайма, 1974), Баланчина, Гора, А. Картера, В. Роны (с 1974 танцовщик и репетитор труппы, поставил отрывки из «Гаянэ», в ред. Н. А. Анисимовой, и «Щелкунчика», в ред. В. И. Вайнонена). Ряд постановок осуществили норв. балетмейстеры: Блакстад («Сейчас и навеки» по мотивам скульптур Г. Вигеланна, установленных в парке Осло, на муз. Вивальди, 1972; «Иоханнес и Анима» на муз. Лунстена, 1975); Рогер — синтетич. спектакль «Хаугтусса» по мотивам норв. фольклора на муз. Грига и Лундта (1972); Мюрер — «Пиноккио» Бибало (1976).
Среди пост. кон. 70-х гг.: «К солнцу» Янсона (балетм. Э. Рогер), «У нас нет времени» Яры (балетм. Блакстад), оба — 1977; «Лебединое озеро» (1978, балетм. Дж. Филд). При театре имеется творческая мастерская, где молодые хореографы ставят балеты, лучшие из которых включаются в репертуар театра. Среди солистов: танцовщицы — Э. Хьельберг, Л. Лихи, И. Й. Рюттер, А. М. Сунберг, М. Сетер, Г. П. Глад, С. Вестнес, Г. Ракенг, Б. Пью, Ж. Рёдстен; танцовщики — Рона, Т. Сольберг, Дживс, Конрад, А. Людвицки, С. Петтерсон, Ф. Рюттер. Школу возглавляет Харрис. В Осло — также студия свободного танца «Оскар», где работают балетмейстеры Мюрер и Р. Борге.
Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.