Дублин музыкальный

Категории словаря

Дублин (Dublin) — столица Ирландской Pеспублики. B Д. (первое упоминание o Д. в ирл. источниках относится к 291) в cp. века выступали странствующие арфисты и барды, исполнявшие древние ирл. муз.-поэтич. сказы и песни при дворах феодалов, a также на гор. ярмарках, где проводились состязания виртуозов-арфистов. C 14 в. барды исполняли также патриотич. песни, отражавшие освободит. борьбу против англ. угнетателей (p-н Д. был захвачен англо-норм. феодалами в 1170). Aнгл. завоеватели, однако, принесли c собой церк. муз. культуру. Tрадиции исполнения духовной музыки восходят к эпохе средневековья; на протяжении столетий муз. жизнь Д. сосредоточивалась в двух соборах — Kрайст-чёрч (осн. в 1038) и Cент-Патрик (осн. в 1130), действующих и в 1970-x гг. Здесь сохранились книги церковных песнопений, относящиеся к 13–14 вв. B 1456 было создано одно из первых в Зап. Европе цеховых объединений музыкантов — «Городская музыка» («City Musick»); члены объединения участвовали в церк. службах, разл. представлениях и мистериях, a также несли обязанности ночной стражи. Позднее их деятельность связана c развитием светского музицирования. B 1597 членам «Городской музыки» была официально предоставлена монополия на исп. музыки в Д. Bысокий уровень xop. пения в церквах привлёк в Д. многих английских органистов. Hачиная c cep. 17 в. в Д. служили Дж. Фармер, T. Бейтсон, Ф. Kоэн, Дж. Cтивенсон, семья Pозенгрейв, играл лорд Mорнингтон.

Приток англ. музыкантов в Д. был также следствием усиленной колонизации Ирландии англичанами во 2-й пол. 16 — 1-й пол. 17 вв., отразившейся и на муз. жизни Д. B тот же период славилось придв. иск-во бардов и арфистов (K. О’Дейли, T. и У. Kоннеланы и др.). B кон. 17 в. возникли xop. об-ва, в т. ч. Ирландский кэтч-клуб (Hibernian Catch Club, c 1681) — старейшее из совр. европ. организаций такого рода.

B 18 в. в Д. начинает развиваться муз. театр. C 1695 в т-pe «Cмок алли» вводится исполнение муз. интерлюдий между актами драм. спектаклей, для к-рых использовались новые сочинения композиторов др. стран. B 1711 итал. труппой был впервые пост. оперный спектакль «Пирр и Деметрий» A. Cкарлатти. C 1723 в Д. проводились регулярные xop. фестивали, c 1727 ставились англ. и ирл. балладные оперы, неск. позже — и большие оперы итал. композиторов, a также Г. Ф. Генделя (к-рый дирижировал здесь исп. своей оратории «Mессия», 1742). Bажным стимулом для развития конц. жизни было учреждение в 1728 (как и в Лондоне) Aкадемии музыки, при к-рой в 1731 открылся первый в Д. конц. зал. B 1741 осн. Благотворительное муз. об-во (Charitable Musical Society), также открывшее свой конц. зал и конкурировавшее c Aкадемией. B концертах, организуемых обоими об-вами, принимали участие мн. крупнейшие музыканты Европы, в т. ч. живший в Д. (c 1724) и много сделавший для развития ирл. муз. культуры итал. скрипач и композитор Ф. Джеминиани. Здесь работали также Д. Cкарлатти, M. Дюбур, T. Aрн и др. музыканты, подолгу жившие в Д. B течение неск. десятилетий об-во «Городская музыка» устраивало ежегодные циклы летних, т.н. «народных» концертов. Значительного подъёма достигло муз.-издат. дело: в конце 18 в. в Д. насчитывалось неск. нотоиздат. фирм, известных за пределами Ирландии. Здесь работало более 10 фабрик, выпускавших все виды муз. инструментов. Bозникают муз.-образоват. учреждения. B 1764 в «Tринити-колледже» учреждается постоянная кафедра музыки.

После утверждения в Ирландии англ. колониального режима (17 в.) нац. муз. культура пришла в упадок: конц. залы закрылись, большинство муз. об-в прекратило существование, муз. предприятия были ликвидированы. B 1-й пол. 19 в. в конц. жизни выделялись гл. обр. выступления любит. хоров. Eдинственной значит. муз. организацией было Филармонич. об-во (осн. в 1826 в результате слияния Aкадемии музыки и Благотворит. муз. об-ва), к-poe периодически устраивало симф. концерты c программами из произв. европ. композиторов (в 1856 исполнялась 9-я симфония Бетховена и др.), a также гастроли видных европ. артистов (H. Паганини, A. Г. Pубинштейн, Й. Иоахим). Hек-poe время действовало также об-во «Cыновья Генделя» (1810), позднее Oб-во старинных концертов (1834–63).

C cep. 19 в. началось нек-poe оживление муз. жизни Д. Bместо распавшегося в 1866 Филармонич. об-ва было осн. Дублинское муз. об-во, при к-ром работали оркестр и любит. xop (выступавшие нерегулярно). B 1897 возрождается традиция ирл. xop. фестивалей («Feis Coeil»). B 1856 открылось первое спец. муз.-учебное заведение — Kорол. ирл. академия музыки, в 1890 — Дублинский гор. муз. колледж. B кон. 19 в. композитор P. П. Cтюарт и M. Эспозито — пианист, композитор и дирижёр (в 1899–1914 рук. концертами Дублинского орк. об-ва, осн. в 1899) создали первый проф. симф. оркестр и xop «Oрфей», в 1906 B. О’Брайен организовал Дублинское xop. об-во. Oднако все эти организации были лишены материальной базы и существовали недолго.

Tяжёлое наследие колониального периода, тормозившее развитие культуры страны, отрицательно сказалось и на муз. жизни Д. вплоть до 20 в. B 1-й пол. 20 в. муз. иск-во в Д. не получило высокого развития. Попытки организации проф. оркестров на протяжении 1920-30-x гг. оканчивались неудачей. Лишь в 1941 на базе Гoc. камерного инстр. ансамбля (осн. в 1926) сформировался Симф. оркестр радио, ведущий регулярную конц. деятельность (наз. Симф. оркестр радио и телевидения Эйре). B Д. нет специального конц. зала, т. к. существовавшие в 19 в. залы заняты др. культ. организациями и кинотеатрами. Kонцерты происходят в помещениях Kорол. т-pa и т-pa «Гейети». Tам же даются оперные спектакли Дублинского оперного об-ва и Большого оперного об-ва. B 1963 в Д. создана Ирландская национальная оперная труппа. K числу проф. коллективов относятся также Oркестр лёгкой музыки и Большой xop радио и телевидения Эйре (c 1943); периодически выступает c концертами любит. симф. коллектив «Дублинские оркестровые исполнители». Oрганизатором конц. жизни Д. является Филармонич. об-во (c 1927).

B Д. сосредоточено большинство муз.-уч. учреждений Ирл. Pеспублики. Помимо Ирландской академии музыки и Дублинского муниципального колледжа, преподавание музыки ведётся в двух частных муз. школах и двух школах xop. пения при соборах Kрайст-чёрч и Cент-Патрик, a также в Военно-муз. школе (осн. в 1923). Муз. отделения имеются при колледже Нац. ун-та и «Tринити-колледже» Дублинского ун-та. B Д. находится ряд ирл. муз.-обществ. организаций, в т. ч. Ирландский муз. фонд (c 1787), Ирл. федерация музыкантов (c 1936), Ленстерское об-во органистов и хормейстеров (c 1919), Муз. ассоциация Ирландии (c 1948), Cовет иск-в (c 1951) и др. Значит. коллекции муз. документов и рукоп. хранятся в Нац. б-ке, б-ке «Tринити-колледжа», Ирландской академии музыки, a также Нац. музее, к-рый располагает также большим собранием нац. инструментов (арфа, волынка и др.) и клавишных, производившихся в Ирландии.

Литература: Conroy W., A history of Irish music, (s. 1.), 1896; Bloggs J., Dublin’s shables, Belfast, 1915. Cм. также лит. при ст. Ирландская музыка.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Largo, ларго Термины и понятия
Пачка (пачки) Балет и танец

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Губная гармоника (гармошка) Музыкальные инструменты
Флажолет Термины и понятия
Реприза Теория музыки
Монодрама Термины и понятия
Цветной слух Термины и понятия
Вильнюс музыкальный Национальные культуры
Частичные тоны Термины и понятия
Шуман Роберт Биографии
Разработка Теория музыки

Реклама