Нидерландская музыка
Под нидерландской музыкой принято понимать муз. культуру, развивавшуюся до кон. 16 — нач. 17 вв. на территории т. н. Нидерландов исторических (совр. Нидерланды, Бельгия, Сев.-Вост. Франция, Люксембург); с кон. 16 — нач. 17 вв., т. е. со времени нац. обособления (после победы на Севере Нидерландов исторических бурж. революции) и образования на этой территории самостоят. гос-ва, понятие «нидерландская музыка» связано с муз. культурой совр. Нидерландов, а само назв. «Нидерланды» сохраняется с этого времени лишь за Голландией. В древности и в период раннего средневековья у кельтских и герм. племён, населявших нидерл. земли, сложился свой муз.-поэтич. эпос, отражённый в поэмах о нибелунгах («Песнь о Гудруне», посв. трагич. истории нидерл. короля Зигфрида-Сигурда и сестры бургунд. короля Кримхильд-Гудрун и др.). С процессом роста и усиления христ. церкви в монастырях развивается церк. пение (на лат. яз.). В 12 в. с расцветом нидерл. городов, ставших важнейшими центрами европ. торговли и культуры, возникает рыцарская лирика и иск-во менестрелей, городских и придворных. Они славились исп. «нежной» музыки на шалмеях и др. дух. инструментах; входили в боевые отряды горожан, с 13 в. создавали свои проф. школы при поддержке гор. управлений (в Брюгге, Генте, Ипре). Иск-во нидерл. менестрелей-певцов — бродячих «спрекеров», «дихтеров», «зеггеров» — подняло нар. песню до уровня проф. творчества и распространилось в 14 в. в бюргерской среде. Вок. музыка (распевание стихов) развивалась и в «риторических камерах» (ср.-век. проф. литературных объединениях). Сведения о старинной нар. Н. м. очень скудны, однако о высоком её развитии в средние века можно судить по тому большому влиянию, к-рое нар. песня оказала на творчество нац. композиторов и на формирование нидерландской школы. В 14 в. в католич. церкви Нидерландов возникло реформаторское движение, стремившееся утвердить пение псалмов и гимнов на родном языке. Старейшие дошедшие до нас памятники Н. м. — песни флагеллантов (антифеод. и антивоен. религ. движение) и др. религ. сектантов 15 в.
В результате союза с Англией в период Столетней войны на Н. м. начинает оказывать влияние англ. муз. культура (здесь работал Дж. Данстейбл и др.). Более давним было влияние франц. муз. иск-ва, особенно усилившееся после включения б. ч. Нидерландов в состав обширных владений герцогов Бургундских (1420–70; затем — под властью Габсбургов). При бургундском дворе развивались франц. муз. традиции (в период упадка культуры во Франции, разорённой войной). Здесь были созданы инстр. и вок. капеллы, состоявшие из проф. музыкантов. В кон. 15–16 вв. Нидерланды — передовое разнородное по нац. составу гос-во с широкими торговыми связями и богатыми городами — становятся средоточием сев.-европ. гуманистич. иск-ва, науки и философии (Эразм Роттердамский); сюда съезжаются многочисл. деятели культуры др. стран, обогащая нидерл. иск-во и науку своими достижениями и нац. традициями. Одновременно с расцветом готич. архитектуры, нидерл. живописи (стала центр. Художеств. школой Сев. Европы), гравюры, разл. прикладных иск-в высокое развитие получила Н. м., глубоко проникшая в жизнь нидерл. общества. Музыка звучала в соборах и дворцах, купеческих и цеховых собраниях, в частных домах и на улицах. Традиц. ярмарки (кермесы) со стрелковыми и др. соревнованиями, разл. празднества сопровождались пением, танцами, игрой на муз. инструментах (духовых — трубах, поммерах-бомбардах, шалмеях, флейтах, «нем. рогах»; круммхорнах; струнных — фиделях, лютнях, виолах).
В церк. и придв. торжествах принимали участие гор. проф. музыканты — стадпейперы, исполнители на дух. инструментах, составлявшие ансамбли, напр. из десятков серебряных труб (до 120 при чествовании бургундского герцога Филиппа Доброго); однако к 17 в. их функции постепенно ограничились исп. муз. сигналов — времени, тревоги, сторожевых и др. С 15 в., в связи с успехами технич. изобретательства, получили распространение часовые механизмы, управлявшие колокольным звоном; разл. мелодии звучали каждые четверть часа (характерная особенность ср.-век. нидерл. городов — мелодичный колокольный звон, почти непрекращавшийся из-за отставания часов разных соборов). Однако преобладающими жанрами были вокальные и хоровые. Подготовкой хористов ведал магистрат; при гор. кафедральных соборах создавались спец. певч. школы-общежития — метризы; так, в Нидерландах впервые в Европе установилась система проф. муз. обучения, способствовавшая высокому развитию Н. м. (из метриз вышли все великие нидерл. композиторы-полифонисты). Расцвету и широкой популярности Н. м. содействовали усовершенствование нотной записи и успехи нотопечатания, развитие издат. дела (изд-во Т. Сузато и др. в сер. 16 в. в Амстердаме).
Особенностью нидерл. культуры, в т. ч. Н. м. 15 — сер. 16 вв., было развитие в рамках готич. стиля (с характерным для него сочетанием рационального конструктивизма и эмоционального мистич. иррационализма) жизнеутверждающих гуманистич. идей Возрождения (нравств. опору по-прежнему искали в религии, что привело здесь к христианскому гуманизму и религ. революции). Новая образность, живая выразительность и рост светского начала во всём нидерл. иск-ве воплощались в традиц. религ. формах и сюжетах и были связаны с религ. философией. Для Н. м. было характерно новое мироощущение, выраженное в старых формах (отсюда широкое развитие церк. жанров). Черты средневекового цельного, символич. мировосприятия и математически строгого, логич. мышления, идущие от схоластич. философии, совмещались в ней с реалистическими, эмоциональными и научно-художеств. веяниями Возрождения (в 15–16 вв. математич. знания применялись в практике живописи, теориях перспективы, пропорций и в построении многогол. муз. композиций). Так сложилось высокое иск-во овладевших техникой полифонии мастеров нидерл. школы (бургундской и флам., франко-флам.), ознаменовавшее расцвет Н. м., её классич. период.
Возникшая на основе нар. многоголосия нидерл. школа обобщила и завершила многовековое развитие европ. вок.-хор. полифонии. Работавшие в вок. церк. и светских жанрах (месса, мотет, мадригал, шансон и др.) великие композиторы — Ж. Биншуа, Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо ими. др. — сделали нидерл. школу ведущей в Европе. Они открыли новые звуковые возможности многоголосия и разработали систему законов полифонич. развития, давшую возможность построения крупных муз. композиций. Высшее достижение нидерл. мастеров — хор. месса a cappella, ставшая воплощением образов глубокого философского созерцания и в то же время содержавшая живые реалистич. черты (включала популярные нар. мелодии). Красота и величие нидерл. хор. произв. были связаны с плавностью течения мелодич. линий, конструктивной чёткостью и филигранностью деталей; их выразительность, сила эмоционального воздействия определялась просветлённой вдохновенностью, достигавшей отрешённо-мистич. экстаза и пламенной страстности. Впечатление усиливалось тем, что сложные звуковые структуры месс и полнозвучная мощь голосов хористов, их исполнявших, соответствовали величию готич. соборов, в к-рых они звучали в дни религ. и придв. торжеств. Чистота красок и одухотворённость музыки определялась преобладанием звучания светлых, высоких регистров хора мальчиков и муж. фальцетов, её «высоким камертоном», гармоническим сочетанием разл. мелодич. линий, их искусным, сложным контрапунктированием (аналогич. явление в живописи: тщательная выписанность деталей, палитра чистых тонов, прозрачная ясность света и строгое изящество линий, их важное ритмич. композиционное значение — на полотнах Я. ван Эйка и др. великих художников нидерл. Возрождения).
Это было иск-во величаво-торжественное, полное сильных чувств, глубоких мыслей, человечное и лирически проникновенное, не чуждое юмора и пародии, отражавшее восприятие мира в его необъятной множественности и цельности. Светские и духовные мелодии свободно соединялись в излюбленном жанре эпохи — мотете и даже в мессе (прямое соответствие — в живописи великих нидерл. мастеров, их полотна, проникнутые созерцательным настроением, воплощавшие глубокую философскую символику, в то же время отличались народностью, натуралистич. достоверностью образов). В светских жанрах с их нар.-мелодич. основой и живой эмоциональностью запечатлено ренессансное богатство мира человеческих чувств.
Среди светских полифонич. произв. выделялись бургундские шансон с искусной имитацией (Ж. Биншуа и др.), любовные баллады, рондели (Г. Дюфаи); изысканные филигранные 3-гол. вок. миниатюры (И. Окегем); лирич. и юмори-стич. шансон изобразит. характера, мотеты, гл. обр. на религ. сюжеты (входившие тогда в светскую культуру), основанные на нар. мелодиях и различные по настроению и образам (Жоскен Депре), вилланеллы и полифонич. песни на слова поэтов античности и Возрождения, отличавшиеся красочной звукоизобразительностью, иллюстративными эффектами (О. Лассо); лирические мадригалы, положившие начало этому жанру в Италии (Я. Аркадельт, А. Вилларт, К. Pope, О. Лассо). В светских жанрах нидерл. композиторы развивали также инстр. многоголосие: инструменты часто вторили нижним голосам (как в торжеств. мессах и мотетах) и заменяли вок. голоса. Появлялись и первые образцы инстр. полифонич. пьес, гл. обр. изобразит. (Жоскен Депре).
Влияние мастеров нидерл. школы в 16 в. широко распространилось в др. странах Европы, куда приглашались работать многие из них; это вызвало расцвет местных полифонич. школ.
Как стилевое явление нидерл. школа подытожила многовек. развитие муз. культуры, связанной с преобладанием церк. вок.-хор. жанров, и создала основу для последующего подъёма инстр., вок.-инстр. и затем орк. муз. иск-ва. С распространением инстр. жанров в конце 16 — нач. 17 вв. Н. м. утратила ведущее значение в европ. муз. культуре; первенство перешло к др. нац. школам.
С развитием полифонии в муз. жизни нидерл. городов связано возникшее в 16 в. оригинальное нац. иск-во карийон — игра на наборе колоколов (возможно, его образцом послужил кит. набор колокольчиков, к-рый мог быть известен нидерландцам из-за широких торг. связей). С конца 16 в., в 17–18 вв. иск-во карийона (традиция сохранилась в совр. Нидерландах и в Бельгии) широко распространилось в сев. провинциях и заимствовалось др. странами. Нидерл. звонари (они же часто и органисты) отличались виртуозной полифонич. игрой на колоколах (их литьём также славились нидерл. мастера), требовавшей высокой искусности и огромных физич. усилий (отчего Ч. Бёрни назвал её «варварским изобретением»). Известные исполнители, звонари и органисты — С. Фербек, Я. Потхолт, X. Фокинг (18 в.), Я. Винсент (20 в.).
Во 2-й пол. 16 в. широкую общенар. популярность приобрели песни гёзов — повстанцев, боровшихся против гнёта испан. абсолютизма (в создании этих песен участвовали выдающиеся поэты Д. Корнхерт, автор «Песни о заключённых», и Ф. Марникс ван Синт-Алдегоне, создавший боевой гимн «Виллельмус»). Поэты и композиторы, авторы песен гёзов, преследовались испан. властями, нек-рые были казнены. В их напевах, преим. унисонных, использованы мелодии т. н. скандальных песен, распространённые массовые интонации и маршевые ритмы (мелодия одной из песен гёзов послужила основой совр. гимна Нидерландов).
После победы Нидерл. бурж. революции (1609) и образования Республики Соединённых провинций (7 сев. провинций, объединившихся в Голландскую республику, или Голландию; позднее — Королевство Нидерланды) в стране начался быстрый экономич. и культурный подъём. С утверждением кальвинизма (с кон. 16 в. в независимых сев. провинциях), враждебного пышности католич. богослужения (отличавшегося величавым полифонич. хор. пением), в стране получают распространение протестантские псалмы, развивается органное иск-во. Кальвинистская церковь привлекала прихожан органными импровизациями (исполнялись до и после проповеди); в Амстердаме впервые в Европе возникли публич. концерты органистов (позднее в них участвовали и др. инструменталисты).
Здесь выдвигается великий органист и клавесинист комп. Я. П. Свелинк, последний нидерл. музыкант европ. масштаба, творчество к-рого сохранило величие и глубину классич. нидерл. иск-ва и оказало значит. влияние на развитие нем. органной школы (его ученики — С. Шайдт, М. Преториус). Он писал вок. произв., клавирные вариации и, усовершенствовав орг. исполнительство, создавал свободные инстр. композиции — токкаты, ричеркары и др., с имитационным развитием, часто строго выдержанным (Свелинк один из создателей формы фуги). Своими вариациями на темы хоралов он положил начало разработке орг. хорала, к-рую продолжили его ученики, а позднее И. С. Бах. Инстр. творчество Свелинка выделялось зрелостью среди инстр. музыки современников, к-рая основывалась преим. на переложениях вок. произв. или на искусном варьировании песенных тем, с затейливым их орнаментированием. Однако в эпоху, когда инстр. музыка еще не была самостоят. иск-вом (издавались лишь вок. произв. или полифонич. сб-ки разных композиторов — «Для пения или исполнения на различных музыкальных инструментах»), инстр. пьесы Свелинка не были опубликованы (изданы лишь в 1860-е гг.).
Среди др. нидерл. органистов — его сын Д. Я. Свелинк (преемник отца и деда в качестве органиста амстердамской Старой церкви), К. Бооскоп (16 в.), A., С. и Я. ван Нордты (17 в.). Многие нидерл. органисты работали в Италии, Испании, Германии. Нац. традиции орг. иск-ва продолжили Я. Ноземан, К. Ф. Хюрлебюс (18 в.), Д. Брахтхейсер (19 в.), Я. Зварт (20 в.) и др. В связи с поисками самостоят. выразит. возможностей инстр. музыки и с развитием виртуозного инстр. исполнительства возникает интерес к новому инструментарию — появляются уникальные виды фламандских дух. инструментов (ныне забытые). Фламандские мастера совершенствуют клавишные инструменты; клавесины, вёрджинелы, спинеты неск. поколений семьи Рюккерс в 17-1-й пол. 18 вв. считались лучшими в Европе (инструмент работы Рюккерса изображён на картине Я. Вермера Делфтского «Урок игры на вёрджинеле»).
Известны также нидерл. скрипич. мастера 17–18 вв. — X. Якобс, П. Ромбаутс, Ж. Лефевр, Я. Бау-местер, В. Сейде, мастер дух. инструментов Р. Хака. В 17 в., с расцветом голл. офорта, в Нидерландах развивается нотопечатание способом гравировки по металлу, сменившим наборный метод. Этот способ распространился в др. странах, куда, наряду с инстр., орг. мастерами и виртуозами-инструменталистами, приглашались нидерл. нотные гравировщики (М. ван Бейтон работал в Венеции). В 17–18 вв. Амстердам становится одним из европ. центров муз.-издат. дела (нотоиздатели Э. Роже, Й. Ю. Хюммел и др.).
Однако в 17 в., в эпоху расцвета нидерл. живописи (Рембрандт, Ф. Халс и др.), философии (В. Спиноза), науки (А. ван Левенгук), когда нидерл. лит-ра обогатилась героич. трагедией, в Н. м. на смену величеств. мессам и торжеств. мотетам приходят бытовые инстр. и вок. жанры, распространяется домашнее музицирование (одновременно развивается бытовое прикладное иск-во, славятся голл. домашняя утварь, серебро, фаянс, мебель). В бюргерской среде становятся популярными игра на лютне, клавесине, вёрджинеле, комнатном органе — портативе, многогол. исп. светских песен (в духе итал. фроттол и лауд), инстр. ансамбли (характерные составы: 3 флейты или 3 шалмея, или 2 трубы и тромбон; арфа, виела, портатив, тромбон и труба; ансамбли струн., дух. и ударн. инструментов). Образуются бюргерские «содружества» («коллегии») любителей музыки для совместного исп. — collegium musicum. Появляются первые оркестры небольших составов (напр., 2 длинные трубы, короткая труба, флейта, арфа, цитра, портатив, лютня, тамбурин, бубенцы, мал. литавры, и др.).
С кон. 17 и в 18 вв. Н. м. становится эпигонской, господствуют иностр. влияния: гос. уния с Англией (штатгальтер Вильгельм III Оранский был одноврем. королём Англии) сделала Амстердам центром европ. (англ., франц., итал.) музыки. Ведущая роль в муз. жизни переходит к иностр. музыкантам. В 1732 в Гааге создаётся вок.-инстр. капелла под упр. нем. дирижёра А. Гронемана (для исп. европ. музыки). Гастролируют иностр. оперные труппы, дают авторские концерты европ. знаменитости, в т. ч. А. Вивальди (1738) и юный Моцарт (в 1765; написал здесь Гаагскую симфонию B-dur, Фантазию для оркестра на темы голл. гимна и австр. песен и др. произв.). В Амстердаме издаются произв. крупнейших европ. композиторов — A. Корелли, А. Вивальди, А. и Д. Скарлатти, Г. Ф. Генделя и др. Местные композиторы — А. ван Норд, С. де Конинк, Г. Хавинга, скрипач П. Хеллендал, B. де Фес и др. (они писали инстр., хор. произв. и музыку для небольших оркестров) — успеха не имели (нек-рые даже публиковали свои сочинения под итал. псевдонимами, напр. Ди Кастельбьянко — псевдоним К. ван Бланкена). Появляются первые эклектичные нидерл. оперы, созданные в традициях европ. классицизма, — «Торжествующая любовь» («De triomfeerende min», 1673, Гаага) К. Хакуарта, композитора и гамбиста. Нидерл. муз. культура уступает ведущее место немецкой (в нач. 18 в. традиц. муз. образование в певч. школе, подобно старым контрапунктистам, получает фламандец Л. ван Бетховен — дед великого нем. композитора, затем переехавший в Бонн, где служил капельмейстером певч. капеллы).
С кон. 18 в. в Нидерландах развивается публич. конц. жизнь. Муз. коллегии преобразуются в конц. об-ва. В 1777 возникло науч. и культурное об-во «Счастья достойные» («Felix Meritis», существовало до 1889) с оркестром и собств. конц. залом, где дирижерами выступали комп. Б. Рулофс и Й. Ферхюлст. С 1796 проходили воскресные концерты об-ва «Музыкальное просвещение» («Eruditio musicalis»). Эпизодически ставились оперы европ. композиторов (на сценах драм. театров, гл. обр. силами иностр. артистов). Продолжали создаваться и нидерл. оперы в традициях классицизма — «Земира и Азор» (1783), «Ричард Львиное Сердце» (1792) Б. Рулофса и др. В 1-й пол. 19 в., после культурного застоя в годы франц. господства (1795- 1813), в результате получения гос. независимости намечается подъём Н. м. Выдвигаются комп. Й. Ферхюлст (ученик Ф. Мендельсона; орк., камерная, хор. церк. музыка, песни на сл. голл. поэтов), Р. Хол (хоры, нац. песни), В. Николаи (нац. детские песни), в творчестве к-рых ощутимы нем. умеренно-романтич. влияния (преим. лейпцигской школы), поскольку они обучались в Германии. Развивается нац.-демократич. муз. культура; пробуждается интерес к нац. музыке и фольклору, создаются нац. муз. учебные заведения, широко развивается конц. жизнь. В Гааге открылась первая муз. школа — Королевская (1826–46), было создано «Об-во поощрения музыки» (1828), к-рое поддерживало премиями нац. композиторов, устраивало концерты их музыки, издавало их произв., открыло собств. муз. школу (1853), содействовало организации хор. коллективов, муз. школ в разл. городах страны и консерватории в Амстердаме (1884). Об-во «Хармоника» («Harmonica», 1815, Гаага), преобразованное в об-во «Дилигенция» («Diligentia», 1821), давало концерты, в к-рых выступали нем. дирижёры С. Ганц, И. Любек, голл. дирижёры и композиторы Ферхюлст, Хол, В. Менгельберг (до 1906). Концертами об-ва «Будущее» (с 1855) руководил дирижёр В. Николаи. Проводились публич. концерты на открытом воздухе, в них участвовали Корол. воен. капелла в Гааге (с 1829) и Парковый оркестр в Амстердаме. В 1841 было учреждено муз. об-во «Цецилия», в 1875 — Корол. об-во нидерл. музыкантов (в Амстердаме), имевшее многочисл. отделения в др. городах.
Кон. 1870-х — 80-е гг. отмечены подъёмом Н. м. (и нац. культуры в целом). Выдвигается первый нац. комп. Б. Зверс (симфонии, песни и хоры на собств. тексты), стремившийся к созданию нац. муз. стиля. Возникает нац. муз. школа, возглавлявшаяся комп. А. Дипенброком и Й. Ваге-наром. Дипенброк, друг Г. Малера, несмотря на своё увлечение нем. романтич. поэзией, творчеством И. В. Гёте и антич. т-ром, одним из первых обратился к нац. источникам (песни, театр. музыка, «Праздничная месса» и др.), ознаменовав начало формирования нац. стиля; его выразителем был также органист, дирижёр и комп. Вагенар, использовавший нац. сюжеты и мелодии в программных симф. поэмах («Саул и Давид» по картине Рембрандта и др.), увертюрах («Морское путешествие Фритьофа» и др.), в кантатах (в к-рых ощутимо влияние Г. Берлиоза и Р. Штрауса), воспитавший мн. совр. нидерл. музыкантов за годы своей педагогич. деятельности (с 1904 — рук. муз. школы в Утрехте, в 1919–37 директор Корол. консерватории в Гааге, открытой в 1908). Нидерл. нар. мелодии использовали К. Доппер (в программных симфониях «Рембрандт», «Амстердамская» и др.), Ю. Рёнтген (опера «Смеющийся кавалер» из жизни художника Ф. Халса, «Северная баллада» для орк.; крупнейший собиратель нац. фольклора, опубликовал сб. старинных нидерл. нар. мелодий).
В 1882 в Амстердаме было осн. завоевавшее мировую известность конц. об-во «Консертгебау» с собств. конц. залом, хором и симф. оркестром (рук. В. Кес, В. Менгельберг, О. ван Бейнум, Э. Йохум, В. ван Оттерло, Б. Хайтинк; с оркестром работали крупнейшие иностр. дирижёры П. Монтё и Б. Вальтер). В 1889—1918 вв. Гааге выступал оркестр «Резиденси» (его рук. и дирижёры — основатель Гаагской консерватории X. Виотта, затем П. ван Анрой, Ф. Схюрман и В. ван Оттерло). В 1890 создано Об-во нидерл. органистов (издавало журн. «Orgel»). Развитию опорного иск-ва способствовали Вагнеровское объединение («Вагнер-Веренинг», 1883, рук. X. Виотта; исполняло до 1912 исключительно вагнеровские оперы, затем и произв. др. композиторов, в т. ч. современных) и нац. оперные труппы — «Холландсе онера» (1886–94, основатель и рук. Й. Г. де Грот; ставила на голл. яз. нац. оперы С. ван Миллигена, Я. Брандт-Бёйса, В. Ландре и др.), «Де Недерлансе онера» (1894–1901, основатель и рук. К. ван Линден), Нац. опера (1916–23, рук. Г. X. Копман). Выдвигаются нац. оперные артисты: Я. Урлюс, А. ван Рой, К. Энгелен-Севинг.
В Н. м. были сильны влияния франц. импрессионизма (К. Дебюсси), нем. неоклассицизма, позднего романтизма и экспрессионизма (М. Регер, Р. Штраус, Г. Малер и др.). Выдвигаются новые музыканты, объединившиеся в 1911 в Об-во нидерл. композиторов. Среди них — Я. ван Гилсе (5 симфоний, Вариации на нар. голл. тему, оратория, опера «Тиль Уленшпигель»), В. Ландре (оперы, вок.-симф. произв., в т. ч. «Реквием памяти жены» — «Requiem in memoriam uxoris»), Б. ван ден Сигтенхорст-Мейер (произв. на тексты нац. мистич. поэзии 17 в., фп. пьесы «Старый Китай», «Шесть видов на Фудзи» и др.), А. Вормолен (хореографич. фантазии, программные симф. сюиты, рисующие нац. историч. портреты, инстр. концерты с оркестром).
Новые совр. тенденции в Н. м. после 1-й мировой войны 1914–18 получили развитие в связи с новаторским «абстрактным» иск-вом голл. живописцев, положивших начало совр. дизайну (П. Мондриан, группа «Де стийл» и др.). Возникает Нидерл. об-во совр. музыки (1930); его рук. — X. Загвейн, музыкант-философ, использовавший средства политональности и полиметрии (септет для струнных, проникнутый мистич. настроениями, 1932, и др.), М. Фермелен, писавший атональную музыку (2-я симфония, соч. 1920, получила премию в 1953 на конкурсе в Брюсселе), С. Дресден (хоры в стиле старой Н. м., исполнявшиеся созданной в 1914 и руководимой им капеллой «Мадригал», сонаты, квартеты, опера «Франсуа Вийон»), Д. Рёйнеман, занимавшийся поисками «абсолютного звука» — тембровых звуковых закономерностей и др. экспериментами в области соноризма (экзотич. звучания и необычные комбинации инструментов — пьесы для 3 флейт, челесты, арфы, 2 мандолин, 2 гитар, колокольчиков; применил электрич. колокольчики в симфонии, 1930; концерт для оркестра, 9 фп. сонат и др.). Их современники — X. Андриссен (преим. церк. музыка, орг. и вок. произв., соч. для хора и голоса с органом или оркестром), М. Монникендам (месса, псалмы, гимны, «Те Doum», Священная симфония — Symphonia Sacra и др. осн. на нац. мелодиях произв., в к-рых ощутимо влияние А. Онеггера). В. Пейпер, ведущий, наиболее самобытный нидерл. композитор 1-й пол. 20 в., используя нек-рые приёмы старых нидерл. полифонистов, строил свои симфонии, инстр. концерты, сонаты, квартеты на основах политональности, полиметрии и разработанного им принципа «зерна» («germ cell») — аккорда или мелодич. оборота, из к-рого вырастает муз. ткань. Выдающийся педагог, Пейпер оказал большое влияние на совр. нац. композиторскую школу также через своих многочисл. учеников и последователей, выдвинувшихся в 1930-е гг. Среди них — Г. Ландре («Поминальная оратория», исполняющаяся по нидерл. радио в день поминовения павших во 2-й мировой войне 1939–45; орк. произв.), К. ван Баттен (вариации для оркестра и др. произв., осн. на 12-тоновой технике), X. Бадингс, последователь M. Регера и П. Хиндемита, Р. Эсхер, Й. Хенкеманс и др.
В 1944 нидерл. поэты и музыканты создали 3-томный «Новый песенник гёзов», явившийся выражением нац. протеста против оккупации. С кон. 1940-х гг. с творч. позиций авангардизма выступили Я. Герадс, использующий гл. обр. технику додекафонии и в то же время опирающийся на нар. Н. м. (вариации для оркестра на тему детской голл. песни, 5 импровизаций для фп. на тему любовной нар. песни 16 в. и др.), Ю. Андриссен, ученик О. Мессиана и С. А. Кусепицкого, пришедший от неоклассицизма (Концерт для оркестра, 1947) к соноризму («Абстракции» для фп., осн. на вибрации отд. звуков и интервалов), Т. де Леув, ученик К. Хартмана и О. Мессиана, занимающийся ритмич. и этномузыкальными проблемами (4 ритмич. этюда, 3 африканских этюда и др. произв. для фп., осн. на серийной технике; струн. квартет, сюита для электронных инструментов и др.). Среди совр. композиторов — авангардисты X. Кокс, О. Кеттинг, П. Схат (последователь П. Булеза и Дж. Кейджа), М. Флотхёйс. Композиторы Ю. Андриссен, Т. де Леув, М. Менгельберг, П. Схат, Я. ван Флейман создали коллективную оперу «Реконструкция», включающую электронную музыку. Среди совр. исполнителей — клавесинист Г. Леонхардт, пианисты К. де Грот, Л. Понсе, Й. Хенкеманс; певцы Т. Вайле, Ф. Вронс, Г. Жекман, певицы М. Арден, Г. Браувенстейн и др.
Муз. жизнь страны поддерживают многочисл. муз. об-ва и союзы, возглавляемые Корол. об-вом нидерл. музыкантов. В 1928 осн. Союз симф. дирижёров Голландии, в 1965 — Союз музыковедов. Крупнейшее хор. объединение рабочего муз. движения — «Голос народа» (с 1907, Гаага). Среди др. хоров — «Аполло» (муж. хор, Амстердам), «Гаагские певцы» (1917). В 1945 осн. «Нидерландский балет», возобновлена «Де Недерландсе опера» (в качестве постоянного оперного т-ра, создана на средства муниципалитетов Амстердама и Гааги; выступает также в Роттердаме, Утрехте). Возникают оперные компании «Де Зёйд-Недерландсе опера» (Маастрихт, 1948) и «Форум» (Энсхеде, 1955), объединения камерных исполнителей — «Камерная музыка». Известные нидерл. струн. квартеты — «Музыка» (1901–14), Гаагский (1918–30), Ю. Рёнтгена (с 1940). Совр. музыку пропагандируют об-ва «Новая музыка» (Гаага), Гаагский художеств. клуб (1945) и «Donemus» («Даруем», 1947), «Молодёжь и музыка». С 1948 проходят ежегодные летние муз. фестивали в Амстердаме. В стране 12 симф. оркестров, ведущие — Амстердамский (1951, гастролировал в Ленинграде, Таллине, Москве, 1971–72) и Гаагский корол. оркестр («Резиденси», 1904), с к-рым выступали дирижёры А. Тосканини, Г. Вуд, А. Боулт, П. Монтё, Г. Абендрот, К. Шурихт, Дж. Селл, Э. Ансерме, Л. Бернстайн и др. Работают 7 консерваторий: в Амстердаме (2), Гааге, Роттердаме, Утрехте, Маастрихте, Тилбурге; 3 муз. лицея, Нидерл. ин-т католич. церк. музыки, спец. училище для подготовки церк. музыкантов и звонарей. В ун-тах Амстердама, Лейдена и Утрехта имеются ф-ты истории и теории музыки. В Амстердаме выходят муз. журналы, а также ежегодник «Tijdskrift voor Muziekwetenschap» (с 1882), ежемесячник «Mens en Melodie» (с 1946), «Sonoi’um speculum» (с 1958, 4 раза в год); имеется муз. отдел в журн. «A review of Art Life» (с 1958, 1 раз в квартал).
Литература: Иванов-Борецкий М. В., Музыкально- историческая хрестоматия, вып. 1–2, М., 1933–36; Кузнецов К. A., Музыкально-исторические портреты, М., 1937, гл. 1; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М. — Л., 1941, с. 305–469, т. 2, ч. 2, М., 1959, с. 73 — 138; Burney Ch., The present state of music in Germany, The Netherlands and United Provinces, v. 1–2, L., 1773, 1775, рус. пер.: Бёрни Ч., Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии, М. — Л., 1967; Gregoir Е. G. J., Biographie des artistes-musiciens neerlandais des XVIII et XIX s…., Brux., 1864; Straeten E. van der, La musique aux Pays-Bas avant le XIX s’ecle, v. 1–8, Brux., 1867–88; Besseler H., Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, (1931); Gerold Th., La musique de la fin du XIV s. а la fin du XV s., P., 1940; Borren С h. van den, Etudes sur le XVe siиcle musical, Anvers, 1941; Backers С., Nederlandsche componisten van 1400 tot op onzen tijd,'s-Gravenhage, (1942), (1948); его же, Geschiedeius van de muziek in de Nederlanden, Bd 1–2, Amst. — Antv., 1948–51; Contemporary music from Holland, Amst., (1953), Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., (1954), 1959; Het toonkunstenaaresboek van Nederland, hrsg. v. S. Smits van Waesberghe S. J., Amst., (1956); Wolff Chr., Die Musik der alten Niederlдnder, Lpz., 1956; Musik in Holland, ed. by E. Reeser, Amst., (1959); The New Oxford History of Music, v. 3, Ars nova and the Renaissance, 1300–1540, L. — N.Y. — Toronto, 1960: Musik im niederlandisch-niederdeutschen Raum, hrsg. von K. G. Feilerer, Kцln, 1960. См. также лит. при статьях Нидерландская школа, Месса, Контрапункт, Полифония.
Л. Г. Бергер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.