Туркм. муз. культура уходит корнями в глубокую древность. При раскопках столицы Парфянского царства (3 в. до н. э.) г. Нисы найдены древние питьевые сосуды в виде рога - ритоны с изображениями людей, играющих на разл. муз. инструментах типа др.-греч. авлоса, кифары, лиры. В туркм. фольклоре сохранились легенды эллинистич. происхождения, связанные с др.-греч. мифами и историч. личностями. Так, Платону приписывается создание популярнейшего нар. инструмента дутара, а один из рассказов об Искандере Зуль-Кернее (Александре Македонском) повествует о возникновении духового инструмента тюйдука. Муз. жизнь доисламского средневековья (4-7 вв.) получила отражение в археологиx памятниках Серахса, Мерва. Начало формирования туркм. музыки относится к 6-7 вв., когда складывается первоначальное ядро туркм. народности. История сохранила имя нар. певца и сказителя Бабагамбара (7 в.) - одного из первых нар.-проф. музыкантов, предшественников совр. бахши. Отд. сведения о туркм. музыке и инструментах содержатся в соч. аль-Фараби, аль-Кинди, Ибн Сины, Сафи-ад-дина аль-Урмави (9-13 вв.). Высокого уровня достигло муз. иск-во в гос-ве Сельджуков, особенно в правление султана Санджара (11 -12 вв.). Столица гос-ва - Мерв становится средоточием культурной жизни Востока, куда съезжаются мн. музыканты для обучения и творч. соревнований во дворцах феодальной знати и на нар. праздниках. Тат.-монг. нашествие и походы Тимура (13-14 вв.) нанесли большой урон нац. культуре, страна была опустошена, города разрушены. Существенно и то, что оттеснённые в безводную пустыню туркм. племена более 500 лет жили в значит. обособленности от соседних народов. В связи с этим при безусловных генетич. и историч. связях с муз. иск-вом народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока Т. м. развивалась своеобразным, глубоко самобытным путём, сохранив ряд древнейших черт.
Т. м. не имеет унифицированной системы ладов, свойственной вост. муз. культурам (азербайджанской, иранской и др.). Звукоряды не отличаются стабильностью, а немногочисленные обозначения ладов, бытующие в нар. иск-ве (кырклар, новайи), в зависимости от контекста относятся к разным звукорядам. Излюбленные понижения ступеней приводят к возникновению хроматизмов, порой разрушающих диатонич. основу лада. Диапазон мелодии разнообразен - от тетрахорда до полутора октав и более. В инстр. дутарном двухголосии устойчивыми элементами являются кварто-квинтовые и секундовые сочетания, а терции и сексты обычно используются как проходящие на слабой доле. Вероятно, это древняя традиция муз. практики, в к-рой терции и сексты ещё не оформились как консонансы. Важным фактором интонац. развёртывания является мелизматика, представленная рядом вок. и инстр. приёмов. В вок. орнаментике распространены секдирмек (осн. звук произносится с форшлагом на букву "и"), джук-джук (вокализация на ту же многократно повторяемую гласную с характерным горловым призвуком); в инструментальной - чайкамак (отгибание грифа дутара, вызывающее трансформацию тембра и колебания силы и высоты звука), питык-лемек (щелчок либо лёгкий удар по деке инструмента), янланмак (эхо, достигаемое приближением ладони к струнам дутара в момент протяжённого звука или её удалением от них) и т. д. Эти приёмы подчёркивают кульминац. эпизоды формы, наиболее выразительные фрагменты вок. и инстр. пьес. Для нар. музыки характерен принцип вариантного развития материала. Распространены 3-частная репризная (с развивающей серединой) и разомкнутая 2-частная формы. Обязателен ширван - кульминационный отрезок, падающий на точку золотого сечения и выделяемый как тесситурно, так и динамически, часто и мелизматикой.
Т. м. отличается господством переменного метра, сложных и составных размеров - 5/8, 7/8 и т. п. при разнообразном соединении ритмич. звеньев чётного и нечётного строения: 2 + 3, 3 + 2; 3 + 2 + 2, 2 + 2 + 3 и т. д. В ней отразились как особенности туркм. яз. и стихосложения, так и ритмич. сторона типичных явлений жизни и быта (ковроткачество, сбор хлопка, ритмы скачек).
Нар. Т. м. включает обрядовые, календарные, трудовые, лирич. песни. Среди её жанров - колыбельные (хувди), девичьи лирические (ляле), свадебные (яр-яр). Оригинален вок.-танц. жанр, т. н. зикр - ритуальное заклинание злых духов (очевидно, доисламского происхождения). Производный от зикра танец кушт-депме, распространённый в Зап. Туркмении, - единственный известный образец нар. танца. Бытуют нар. инструменты: дутар (струнно-щипковый, 2-струнный), гиджак (струнно-смычковый; выступает в ансамбле с дутаром), тюйдук, дилли-тюйдук, гопуз (духовые). Характерно отсутствие ударных.
Нар.-проф. иск-во достигло высокого совершенства в творчестве бахши - певцов, аккомпанирующих себе на дутаре (в совр. практике пение бахши обычно сопровождает дуэт - дутар и гиджак). Бахши исполняют дестаны (сказания) на классич. темы из вост. и нац. поэзии - "Кёр-оглы", "Лейли и Меджнун", "Шасенем и Гариб", "Зохре и Тахир" и др., айдымы (песни) на слова выдающихся туркм. поэтов (особой популярностью пользуется творчество поэта 18 в. Махтумкули-Фраги). Один из дестанов - "Неджеп-оглан" посвящён бахши и чудодейственной силе его иск-ва. Среди известных бахши - Нобатнияз, Али, Вейран, Дурды, Човдур, Кель, Шукур, Сары (19 - нач. 20 вв.), а также Т. Суханкулиев, П. Сарыев, М. Тачмурадов, С. Джепбаров, Г. Угурлиев, Д. Сапар, О. Нобатов, Н. Гулов, X. Аннамурадов (20 в.). В нар.-проф. иск-ве бытует термин мукам, однако содержание его иное, нежели в др. вост. культурах (азерб. мугам, узб., тадж. маком). В Т. м. мукам - инстр. пьеса, представляющая собой отрывок из к.-л. дестана (число мукамов весьма ограничено). Ни в ладовом, ни в формообразующем значении термин "мукам" не употребляется. Среди известных исполнителей инстр. музыки и мукамов - А. Гунибеков, Ч. Тачмамедов, Я. Нургельдыев (дутар), А. Авлиев, А. Джульгаев (гиджак), С. Мамиев (электродутар), Б. Машаков (тюйдук).
Первые нотные записи туркм. нар. мелодий сделаны в нач. 19 в. рус. музыкантами; они опубликованы в "Азиатском музыкальном журнале" (Астрахань, 1816-1818). Там же даны описания дутара и тюйдука. К 1832-1833 относится запись туркм. нар. песни А. А. Алябьевым от ставропольских туркмен. Отд. сведения о туркм. муз. быте содержатся в книге венг. учёного-тюрколога А. Вамбери. После присоединения Туркменистана к России (нач. 1880-х гг.) Т. м. записывали и обрабатывали В. В. Лейсек, Н. С. Кленовский; в кон. 19 - нач. 20 вв. С. Г. Рыбаков, В. Н. Гартевельд и др. предприняли первые попытки фиксации Т. м. с помощью фонографа. В это же время в Туркмении начинают гастролировать разл. муз.-театр. труппы из России. С концертами и в спектаклях выступали певцы Ф. И. Шаляпин, Д. А. Смирнов, пианист В. И. Буюкли.
После Oкт. революции 1917 формируется проф. Т. м. Большую роль в процессе её становления сыграли представители союзных республик. В 1925-29 совершил этнографич. экспедиции в Туркмению В. А. Успенский, результатом чего стала фундаментальная работа "Туркменская музыка" (совм. с В. М. Беляевым, т. 1, 1928). Используя записи Успенского, композиторы С. Н. Василенко, А. Ф. Зноско-Боровский, Н. П. Иванов-Радкевич, М. М. Ипполитов-Иванов, Г. И. Литинский, Г. Г. Лобачёв, А. В. Мосолов, М. А. Осокин, Б. С. Шехтер и др. создали симф., хор. и камерные сочинения на туркм. темы. Под рук. композитора и дирижёра Г. М. Аракеляна основаны первые в республике симф. оркестр (1929) и хор (1934; с 1936 рук. Э. М. Диментман, с 1941 - M. H. Кононенко и Г. С. Држевский). В 1929 в Ашхабаде начал работать художеств. техникум с муз. и драм. отделениями (с 1935 - муз. уч-ще, ныне - им. Д. Овезова). Тогда же стало функционировать туркм. отделение при Моск. консерватории. В 1941 открыт Туркменский театр оперы и балета (с 1956 - им. Махтумкули). Среди первых туркм. композиторов - Д. Овезов, А. Кулиев, В. Мухатов (автор Гос. гимна Туркм. ССР, 1946). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 появились первые туркм. оперы и балеты, написанные на сюжеты нар. дестанов и легенд. В основе этих сочинений - мелодич. пласты туркм. нар. песни, преим. лирической. Таковы оперы: "Зохре и Тахир" А. Г. Шапошникова (1941; 2-я ред. совм. с В. Мухатовым, 1953), "Юсуп и Ахмед" Б. С. Шехтера и А. Кулиева (1942), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Д. Овезова (1944), балеты "Алдар Косе" ("Весёлый обманщик") К. А. Корчмарёва (1942), "Акпамык", А. Ф. Зноско-Боровского и В. Мухатова (1945). Первой оперой на совр. тему явилась героико-патриотич. опера "Абадан" Ю. С. Мейтуса и А. Кулиева (1943). Борьбе сов. народа с нем.-фашистскими захватчиками посвящены также поэма-кантата "Курбан Дурды" А. Кулиева (1942), кантата "Победа" В. Мухатова (1944), многочисл. хоры и песни. В годы войны в Туркмении активно работала группа эвакуированных музыкантов: композиторы A. Я. Штогаренко, Ю. С. Мейтус, А. Ф. Зноско-Боровский, Л. М. Аустер, исполнители и педагоги Л. Я. Могилевский, С. Л. Могилевская, Г. И. Лейзерович, М. А. Казневский, А. Г. Сирота и др.
Муз.-сценич. творчество туркм. композиторов кон. 1940-х гг. ярко характеризуют лирич. драма "Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова (1946), комич. опера "Кемине и казы" ("Поэт и судья") Шапошникова и B. Мухатова (1947), в к-рых в убедительно скомпанованном драматургич. целом стихия нар. мелоса органично соединилась с европ. гармонией. Большой вклад в развитие туркм. муз. т-ра в 1940-е гг. внесли режиссёры Т. А. Шарашидзе, А. Карлиев, Б. Аннануров, балетмейстеры А. С. Холфин, И. В. Бойко, Л. В. Якобсон, К. Джапаров, хормейстер Б. Т. Нигматулин, дирижёры C. Я. Орланский, Г. Ступель, X. Аллануров, художник X. Л. Кордыш. В 1946 появилась фп. соната А. Кулиева, в 1947 - концерт для фп. с оркестром Шапошникова - первые сочинения в этих жанрах, основанные на нац. туркм. материале. "Туркменская сюита" (1949) и поэма "Моя Родина" (1951) В. Мухатова положили начало туркм. симф. музыке.
В 1950-е гг. активно развивался кантатно-ораториальный жанр, представленный соч. А. Кулиева (кантата "Туркменистан", 2-я ред. 1958), В. Мухатова ("Кантата о Коммунистической партии", 1954; "Кантата о счастье", 1955), Г. С. Држевского (вок.-хор. цикл на сл. Р. Сеидова, 1957). В 1957 состоялась премьера оперы "Айна" Шапошникова и Овезова, в 1960 - балета "Чудесный лекарь" М. Б. Равича и Н. Мухатова. Произв. для оркестра нар. инструментов создали А. Кулиев, К. Кулиев, Г. М. Аракелян, в камерно-вок. жанрах плодотворно трудились В. Мухатов, В. Ахмедов, Ч. Артыков, Н. Мухатов, Д. Нурыев.
В 1960-е гг. в Т. м. выдвигается новое поколение композиторов, стремящихся к расширению круга выразительных средств. Среди произв. этих авторов выделяются "Текинские фрески" для симф. оркестра Ч. Нурымова (1969), симфония А. Агаджикова (1969), вок.-симф. триптих "Памяти героев Великой Отечественной войны" Н. Халмамедова (1971), оратория Р. Аллаярова (на сл. Р. Тагора, 1972), а также балеты "Гибель Суховея" (1967) и "Бессмертие" (1972) Нурымова, вок. циклы на стихи С. А. Есенина и Г. Гейне (1971, 1974) Н. Халмамедова, балет "Фирюза" (1974) и виолончельный концерт (1968) Агаджикова, скрипичный концерт Аллаярова (1969). Новые тенденции проявляются и в скрипичном концерте (1962), кантатах "Каракум-река" (1967), "Ленин всегда с нами" (1970) А. Кулиева, оратории "Ленин" (1964) и кантате "Коммунист" (1966) Д. Овезова, вок.-симф. поэме "Сказание о коммунисте" В. Мухатова (1970), кантате "Братство" В. Ахмедова (1972), симфониях Артыкова (1963) и Н. Мухатова (1964). В оперном творчестве наиболее значит. событием явилась историко-героич. опера "Конец кровавого водораздела" В. Мухатова (1967) - об Oкт. революции 1917, трудном пути туркм. народа к новой жизни. Социальная проблематика отражена в операх "Сона" (1964) и "Тревожная ночь" (1969) Агаджикова, "На рассвете" Артыкова (1970). Историч. темы лежат в основе опер "Махтумкули" Мейтуса (1962), "Кеймир Кёр" Н. Мухатова (1976); о жизни туркм. деревни в период коллективизации повествует опера "Пламенные сердца" Нурыева (1974). Среди значит. произв. кон. 60-х - нач. 70-х гг. - 1-я симфония В. Мухатова (посвящена памяти Махтумкули, 1974), триада концертов Нурымова - для трубы (1969), для голоса (1971) и для фп. (1973) с оркестром, симф. "Поэма памяти генерала Кулиева" Нурыева (1973), ода "Моей партии" Држевского (1971), балет "Сердце, найденное в песках" А. Кулиева (1975), виолончельный концерт Аллаярова (1974) и фортепьянный - Агаджикова (1975). О дальнейшем обогащении стилистики Т. м. свидетельствуют 2-я симфония В. Мухатова (1980), "Газели" для гобоя с оркестром (1977) и балет "Кугитангская трагедия" (1977) Нурымова, балет "Нусай" Нурыева (1979), концерт-симфония для камерного оркестра Аллаярова (1976), симфония для струн. оркестра С. Мухатова (1977), концерт для фагота с оркестром Б. Худайназарова (1977), струн. квартет (1976) и вок.-симф. сюита "Недослушанные песни детей Хиросимы и Нагасаки" (1979) Халмамедова. В жанрах оперетты и эстр. музыки работают Нурыев, Агаджиков, Нурымов, Р. Реджепов, О. Курбанниязов. Музыку для кино пишут Халмамедов, Реджепов, Артыков и др. Успехи Т. м. продемонстрировали Декады сов. музыки республик Ср. Азии и Казахстана (1942, Фрунзе; 1944, Ташкент), Декада Туркм. лит-ры и иск-ва в Москве (1955). Музыковеды М. Э. Ахмедова, В. А. Гуревич, В. И. Ларионов, М. А. Микулич, Н. П. Нурымова, Ф. А. Абукова и др. разрабатывают вопросы туркм. нац. музыки. Вклад в подготовку нац. муз. кадров внесли педагоги В. Г. Хирунцев (фп.), Н. А. Амиянц (скрипка), Ц. С. Штейнберг, Т. А. Попова, Б. Артыков (пение), В. А. Барановский, В. Н. Воронин, В. И. Миткалёв (муз.-теоретич. предметы). Среди ведущих туркм. исполнителей: дирижёр нар. арт. СССР X. Аллануров; певцы - нар. арт. СССР А. Аннакулиева, М. Кулиева, М. Шахбердыева, нар. арт. Туркм. ССР X. Аннадурдыев, X. Аннаев, А. Курбанов, М. Фараджева, Е. Хуммаев; пианист засл. арт. Туркм. ССР В. Н. Сапегин и др.
В Туркм. ССР функционировали (1980): Туркм. т-р оперы и балета им. Махтумкули, Муз.-драм. т-ры (1938, Ташауз; 1979, Чарджоу), Филармония им. М. Тачмурадова (1938), в её составе - симф. оркестр (1973), оркестр нар. инструментов им. П. Сарыева, ансамбль нар. танца Туркм. ССР; филармонии в Мары, Чарджоу; ансамбль нар. инструментов, хор и эстр. оркестр при Госкомитете по телевидению и радиовещанию; CK Туркм. ССР (1939); Пед. ин-т иск-в (1972, Ашхабад), респ. Муз. уч-ще им. Д. Овезова (1929, Ашхабад), муз. уч-ща в городах Чарджоу (1975), Мары (1978), 41 муз. школа.
Литература: Успенский В., Беляев В., Туркменская музыка, т. 1, М., 1928, Аш., 1979; Бедросов Г., Музыка Советского Туркменистана, Аш., 1943; Виноградов В., Искусство туркменского народа, "СМ", 1955, No 12; Декада Туркменской литературы и искусства в Москве, Аш., 1957; Синявер Л., Туркменская ССР, М., 1955, 1957 (в серии: Музыкальная культура союзных республик); Керими К., Туркменский театр оперы и балета, Аш., 1962 (на туркм. яз.); Синявер Л., Нурымова Н., Туркменская ССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1970-74; Нурымова Н., Музыкознание в Туркмении, в сб.: История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972; её же, Роль русских композиторов в становлении туркменской симфонической музыки, там же; Ахмедова М., О национальной специфике туркменских фортепианных произведений, там же; Дараган Д., Живая связь времен, "СМ", 1974, No6; Гуревич В., Расширяя художественные горизонты..., там же, 1975, No 3; его же, Форум деловой, представительный, там же, 1977, No 9; его же, Песенный форум, там же, 1979, No4; Ларионов В., Xалыков A., Композиторы Советского Туркменистана, Аш., 1976 (на туркм. яз.).
В. А. Гуревич