Умолкла La Sublime

Рената Тебальди

На 83-м году жизни умерла великая Рената Тебальди. Вечная соперница, а после ухода со сцены - ближайшая подруга Марии Каллас, которую сам маэстро Артуро Тосканини считал одним из лучших сопрано ХХ века и говорил о ней: "У нашей Ренаты - голос ангела". Дива скончалась в Республике Сан-Марино, куда она переселилась несколько месяцев назад, дабы быть поближе к морю. Об этом сообщил друг певицы, пожелавший остаться неизвестным.

С того момента, когда она под управлением Тосканини спела вердиевский Te Deum в стенах восстановленного после бомбежек La Scala в 1946 году, ее голос звучал в лучших оперных театрах мира. Ее боготворили, но ей и свистели за отсутствие калласовских страстей - даже самые ее драматичные героини как Тоска или Виолетта излучали некую безмятежную женственность и олимпийскую статность. Но когда она была в форме - этим голосом невозможно было пресытиться.

В три года она заболела полиомиелитом, и, возможно, этот диагноз стал залогом ее пристрастия к музыке, поскольку из-за болезни она не могла принимать участия в обычных детских играх. "Я начала свою карьеру в 22 года, а закончила в 54 - 32 года успеха, удовлетворения и жертвоприношений. Пение было всей моей жизнью и лишило меня возможности иметь семью", - признавалась певица в предисловии к своему официальному сайту.

Дискография певицы огромна - благодаря эксклюзивному контракту с фирмой Decca она стала одной из самых записываемых певиц того времени. Тебальди удалось зафиксировать на пленке все свои наиболее удавшиеся партии. Ее партнерами по сцене были Марио Дель Монако, недавно ушедший Франко Корелли, Юсси Бьорлинг, Кало Бергонци, Джульетта Симионато.

В последние годы своей жизни она редко выходила в свет - но всегда "одетой и причесанной как богиня". Любое ее появление в директорской ложе La Scala сопровождалось неизменной овацией. Ее внешность была слишком открытой и, быть может, чуть простоватой для статуса дивы, но, однако же, она оказалась в числе тех немногих, кого капризная итальянская клака наградила прозвищем "Возвышенная" - La Sublime (Марию Каллас именовали "Божественной", а Джоан Сазерленд - "Изумительной"). А еще ее имя журналисты уже давно стали писать с приставкой "la" - La Tebaldi, как нечто нарицательное, внеличностное.

Илья КУХАРЕНКО, izvestia.ru

реклама

вам может быть интересно

Интервью с Хельмутом Дойчем Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама