Албанский балет
Истоки хореографического искусства Албании — в народных играх и танцах (гл. обр. обрядового характера), обличающихся большим разнообразием. Первые опыты сценич. танца относятся к 40-м гг. 20 в. В 1946 при Доме молодёжи (Тирана) была организована хореографич. детская самодеятельная группа, ставшая в дальнейшем ядром проф. танцевальной группы Гос. филармонии. Впервые классич. балет «Бахчисарайский фонтан» (балетм. Г. Перкун) пост. в 1953, затем показаны «Эсмеральда» и «Шурале».
Формирование нац. балетного театра относится к 1956, когда в Тиране открылся Гос. театр оперы и балета (с балетной школой). Многие его артисты получили спец. образование в СССР и др. социалистич. странах. Среди ведущих артистов: А. Алиай, З. Хаджо, Г. Вендреша, Дж. Симиджиу, П. Ворпси, балетм. П. Каначи (они же преподавали в балетной школе). Ставились балеты: «Тщетная предосторожность», «Ромео и Джульетта» на муз. Чайковского, «Лола», «Фадетта». В освоении классич. традиций сценич. танца значит. помощь оказали работавшие в Албании сов. балетм. Г. Перкун, В. И. Цаплин, Т. Рушева, М. Газиев, И. Дашкова и К. Карпинская.
В 1963 в Тиране был показан первый алб. балет «Халиль и Хайрия» Дайи (балетм. Канаии). В последующие годы пост. алб. балеты: «Делино» Задеи (1964), «Партизан» Ляры (1967), «Девушка с гор» Зорачи (1970, балетм. Алиай), «Бесстрашный орлёнок» Задеи (1971, балет для детей, балетм. М. Папа), «Дети рыбака» Дайи (1972, балетм. Каначи) и др. В 70-е гг. ведущие солисты алб. театра: танцовщицы С. Шарофи, В. Месити, Ф. Кодра и др.; танцовщики А. Янку, М. Папа, Н. Кэлэзи, С. Бакалы и др.
Р. Д. Кочи
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.