Натурализм (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный).
1) Сведение искусства к изображению внешней стороны действительности без проникновения в её сущность. В балете выражается в поверхностном следовании действия за сюжетной стороной событий без глубокого проникновения в характеры и драматич. конфликты, а также в преобладании внешнего правдоподобия в хореографич. лексике. Н. имеет своим следствием обеднение танц. языка, отказ от развитых (в частности, ансамблевых) танц. форм, господство пантомимы над танцем (вообще изображения над выражением), построение спектакля по принципу чередования пантомимы и дивертисмента (при недостатке действенного танца), стремление к сюжетно-бытовому оправданию любого танца (бытовые танцы по ходу действия вместо выражения действия в танце) и др. Тенденции Н. были свойственны отдельным сов. спектаклям 1930-50-х гг. («Утраченные иллюзии» Асафьева, балетм. Р. В. Захаров, «Сказ о Каменном цветке» Прокофьева, балетм. Л. М. Лавровский, «Родные поля» Червинского, балетм. А. Л. Андреев).
2) Конкретно-историческое направление в литературе последней четв. 19 — нач. 20 вв., провозгласившее основой своей творч. программы принцип документальной описательности, подменявшее социальную сущность человека биологической. В балете того времени Н. не имел проявления, однако черты его в этом смысле свойственны тем произв. упадочной бурж. хореографии 20 в., где человек изображается как низменное существо, культивируются биологич. инстинкты и др.
Литература: Карп П., О балете, М., 1967; Красовская В., Статьи о балете, Л., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.