Лос-Анджелес музыкальный

Категории словаря

Лос-Анджелес (Los Angeles) — культурный центр на Юго-Западе США, в штате Калифорния. На развитии муз. культуры Л.-А. оказали влияние церк. католич. музыка, насаждавшаяся миссионерами, светская песня и гитарная музыка испан. происхождения, фольклор индейцев. В 1822–46, когда город принадлежал Мексике, значит. распространение получили мекс. песни. В сер. 19 в. муз. жизнь ограничивалась домашним музицированием и выступлениями военного оркестра на главной площади города. Развитие муз. культуры Л.-А. началось во 2-й пол. 19 в. В 1860 нем. колонисты основали хор «Тевтония-Гезангферайн», вслед за к-рым возникли муж. хор «Эллис-клуб» (1888, позже преобразован в «Орфеус-клуб»), «Лос-Анджелесское ораториальное об-во» (1893). В 1875 осн. т. н. Унитарианские четверги, в программу к-рых входили муз. и лит. концерты. В 1878 был учреждён ежегодный муз. фестиваль («Джубили-фестивал»), где выступали музыканты-любители. С 80-х гг. 19 в. предпринимались попытки организации симф. оркестров, но большинство из них быстро распадалось. В 1893 возник «Женский симф. оркестр». На базе Филармонического об-ва (1893–95) был создан Лос-Анджелесский симф. оркестр (1898–1920).

В 1874 состоялись первые оперные спектакли; с 1885 стали регулярными выступления гастрольных оперных трупп. В 1884 при Ун-те Юж. Калифорнии основаны муз. классы, реорганизованные (в 1893) в Школу музыки. При Калифорнийском университете были открыты в 1907 муз. курсы, к-рые с 1915 переведены на 4-летнюю программу обучения.

В 1-й трети 20 в. муз. жизнь Л.-А. развивалась сравнительно медленно и активизировалась лишь в 1930–1940-е гг. в связи с притоком музыкантов, гл. обр. эмигрантов, из стран Европы. Л.-А. и его окрестности стали местом работы комп. А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского, С. В. Рахманинова, Э. Тоха, Э. Корнгольда, Л. Грюнберга, М. Кастельнуово-Тедеско, Дж. Антейла, У. Г. Стилла, Дж. Гершвина, Р. Харриса, исполнителей-инструменталистов Г. П. Пятигорского, Ю. Истомина, Я. Хейфеца и др. Мн. из них преподавали в ун-тах и колледжах, организовывали собств. муз. классы. Л.-А. постепенно становился центром музыки юго-зап. побережья США. В Л.-А. 2 ун-та — Калифорнийский (музыке обучается ок. 400 студентов) и Ун-т Юж. Калифорнии (ок. 600 студентов). Здесь ведутся теоретич. и этнографич. исследования, присуждаются учёные степени бакалавра и магистра музыки. Муз. отделения и ф-ты имеются также в Колледже штата Калифорния, Лос-Анджелесском гор. колледже, ряде небольших уч. заведений; работает неск. средних спец. муз. школ. Уч. заведения располагают собств. залами, в к-рых сосредоточена значит. часть конц. жизни Л.-А. Серии концертов Калифорнийского ун-та устраиваются в «Шёнберг-холле» (550 мест). Ун-т Юж. Калифорнии проводит концерты, гл. обр. камерные, в «Бовард-аудиториуме» (1700 мест) и «Хэнкок-аудиториуме» (450 мест). В числе крупнейших конц. залов также: «Мьюзик сентр павильон» (3250 мест), «Борроус-аудиториум» (1400 мест), «Уилшир-ибелл-тиэтр» (1200 мест). Близ Л.-А. расположен большой открытый амфитеатр «Холливуд-боул», где ежегодно в летнее время проходят циклы концертов (с 1922).

Ведущий симф. коллектив — оркестр Лос-Анджелесской филармонии (осн. в 1919 по инициативе группы меценатов). Оркестром руководили У. Г. Ротуэлл, Г. Шнеефогт, А. Родзинский, О. Клемперер, А. Валленштейн, Э. ван Бейнум, З. Мета. Работают также: оркестры «Глендейл-симфони» под упр. К. Драгона, «Бёрбанк-симфони», Лос-Анджелесский камерный оркестр под рук. Н. Марринера, Калифорнийский камерный оркестр под рук. Г. Темянки, «Вестсайд-симфони», «Санта-Моника-симфони», «Брентвуд-симфони». С 1948 в Л.-А. устраиваются концерты (по понедельникам) произв. совр. камерной музыки. Проф. оперной труппы в Л.-А. нет, оперные и балетные спектакли ставятся лишь любит. коллективами; ежегодно в течение 3 недель гастролирует оперная трупп» из Сан-Франциско.

В Л.-А. имеются значит. собрания нот и книг по музыке, а также муз. инструментов, архивных материалов, сосредоточенных в 2 университетских б-ках, в Б-ке им. Г. Э. Хантингтона, Лос-Анджелесской публ. б-ке и Мемориальной б-ке У. А. Кларка. Особенную ценность представляет собой коллекция Ун-та Юж. Калифорнии, в к-рой хранится, в частности, св. 200 партитур опер, балетов и музыки к спектаклям рус. композиторов 18–19 вв.

М. М. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Пропоста Теория музыки
Афиша Термины и понятия

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Мангеймская школа Термины и понятия
Вокалист Термины и понятия
A la seconde, а ля згонд Балет и танец
Демественный распев Церковная музыка
Эстетика музыкальная Термины и понятия
Виртуоз Термины и понятия
Ключ Теория музыки
Камертон Термины и понятия
Lamento, ламeнто Термины и понятия
Квинтоль Теория музыки

Реклама