Пьер Александр Монсиньи (фр. Pierre-Alexandre Monsigny; 17 октября 1729, Фокамберг — 14 января 1817, Париж) — французский оперный композитор. Член Института Франции (1813).
Воспитывался в иезуитском колледже в г. Сент-Омер. В детстве обучался игре на скрипке, систематического музыкального образования не получил. С 1749 жил в Париже, где под впечатлением итальянской оперы-буффа начал изучать композицию у контрабасиста и композитора П. Джанотти. В 1759 Монсиньи дебютировал первой комической оперой «Нескромные признания» (Ярмарочный театр в Сен-Жермене, Париж), из осторожности скрыв своё имя. Лишь позднее, когда успех его произведения был обеспечен, композитор решился выступать открыто.
Основные оперы написаны в период 1759–77 (ставились в ярмарочных театрах, а после их закрытия — в театре «Комеди Итальенн»). Многие оперы Монсиньи создавал в сотрудничестве с либреттистом М. Ж. Седеном. В 1800–02 состоял инспектором консерватории.
Монсиньи наряду с Ф. А. Филидором и Э. Дуни — создатель комической оперы — нового жанра, представлявшего передовое искусство Франции в эпоху Просвещения. Он отошёл от традиций старого оперного театра с его условностями. Произведения Монсиньи близки «серьёзной комедии», как её мыслил в своей эстетической системе Д. Дидро.
Композитор не отказался от сказочной фантастики («Прекрасная Арсена», 1773), патриархально-идиллических настроений («Король и фермер», 1762), элементов фарса или экзотики («Одураченный кади», 1761; «Алина, королева Голкондская», 1766), но ярче всего его талант раскрылся в чувствительной семейной драме («Дезертир», 1769; «Феликс, или Найдёныш», 1777).
По своему направлению творчество Монсиньи близко сентиментализму того времени (он тяготеет, в частности, к кругу образов, характерных для живописи Ж. Б. С. Шардена, уступая ему, однако, в художественной значительности). Героями сентиментальных комических опер Монсиньи являются простые люди, действующие в обыденной обстановке, — семья фермера, буржуа, крестьяне, солдат. Но, в отличие от многих опер Филидора и Дуни, у Монсиньи жанровые и комические элементы в развитии фабулы отходят на второй план и лишь оттеняют происходящую драму. Напряжение чувств передано в ярко мелодичной музыке, исполненной благородного пафоса и по-новому возвышающей образ скромного героя, когда он терпит истинные страдания.
Произведения Монсиньи свидетельствуют о просветительском гуманизме комической оперы, о её здоровой социальной тенденции, характерной для предреволюционных десятилетий. Новые эстетические задачи потребовали расширения музыкальных ресурсов комической оперы: у Монсиньи возросло значение серьёзных арий (не вытесняющих, впрочем, из оперы романс и куплеты), драматичных ансамблей, встречаются аккомпанированный речитатив (в острых коллизиях), красочные и изобразительные оркестровые эпизоды, углубляется содержательность увертюры и её образная связь с оперой.
Главная сила искусства Монсиньи — в мелодическом даре композитора; успех и популярность его оперным произведениям обеспечила ясная, непосредственная, свежая, близкая французской песенности мелодика.
Т. Н. Ливанова
Сочинения:
18 опер, в т. ч. Одураченный кади (1761, Ярмарочный т-р в Сен-Жермене, Париж), Король и фермер (1762, «Комеди Итальенн», Париж), Роза и Кола (1764, там же), Алина, королева Голкондская (1766, «Опера», Париж), Филемон и Бавкида (1766, т-р герцога Орлеанского, Баньоль), Дезертир (1769, «Комеди Итальенн», Париж), Прекрасная Арсена (1773, Фонтенбло), Феликс, или Найдёныш (1777, там же).