Джон Айрленд (англ. John Ireland) (13 августа 1879 — 12 июня 1962) — английский композитор и педагог.
Джон Айрленд — английский композитор, живший и творивший на рубеже XIX–XX столетий, это время было отмечено мощным взлетом в английской музыкальной культуре. Один из учеников Чарльза Стэнфорда, он отразил в своей музыке национальную самобытность.
Джон Айрленд — уроженец Ингвулда, расположенного в графстве Чешир. Отец будущего композитора — шотландец по происхождению — был владельцем местной газеты, мать Джона была на тридцать лет моложе супруга. Джон был младшим из пятерых детей и поздним ребенком — на момент его рождения отцу было около семидесяти лет. В четырнадцатилетнем возрасте Джон Айрленд лишился матери, а по прошествии года умер и его отец. Утрата родителей в столь юном возрасте стала для него тяжелым ударом — как отмечали люди, знавшие его, он мучительно переживал это горе, воспоминания о печальной юности долго преследовали его.
Еще до смерти родителей Джон Айрленд начал обучаться в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, постигая искусство игры на фортепиано под руководством Фредерика Клиффа. Кроме того, он учился игре на органе у Уолтера Пэррата. Несколько позже он начал обучаться композиции. Его наставник — Чарльз Вильерс Стэнфорд — был весьма примечательной личностью. Один из основоположников национальной британской композиторской школы, он был учителем если не всех, то почти всех значительных английских композиторов того поколения, к которому принадлежал Джон Айрленд. Под руководством Стэнфорда Айрленд досконально изучил творения немецких композиторов-классиков — Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса и других. Но молодой композитор интересовался и творчеством своих современников — Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Игоря Федоровича Стравинского, Белы Бартока. На основе этих разнообразных истоков он вырабатывал свой собственный стиль, который исследователи определяют как английский импрессионизм.
Еще в годы учения Джон Айрленд начал работать церковным органистом в соборе Святой Троицы, а позднее — с 1904 г. по 1928 г. — он исполнял обязанности хормейстера в церкви Святого Луки. Этой стороной его деятельности обусловлено создание многочисленных хоровых сочинений духовного содержания, многие из которых (в частности, «My song is love unknown») и сегодня звучат во время богослужений во всем англоязычном мире. Хоровые сочинения Джона Айрленда вошли в репертуар хора Вестминстерского аббатства — прославленного исполнительского коллектива, считающегося гордостью Великобритании.
Как композитор Джон Айрленд начал приобретать известность с начала 1900-х гг. Творчество его развивалось в русле импрессионизма, опер и симфоний он не создавал никогда, но уже в раннем периоде проявил себя как создатель камерной музыки, а также песен на стихи Томаса Гарди, Кристины Россетти и других поэтов.
В 1909 г. Уолтер Коббет — английский бизнесмен и музыкант-любитель — организовал международный композиторский конкурс камерной музыки. Соната для скрипки № 1, представленная Айрлендом на этом конкурсе, удостоилась высшей награды. Еще более успешным оказалось для композитора участие в другом конкурсе, состоявшемся в 1917 г. На этот конкурс Джон Айрленд представил Сонату для скрипки № 2. В жюри его вошли скрипач Альберт Саммонс и пианист Уильям Мердок — именно они стали первыми интерпретаторами Сонаты, исполнив ее в марте того же года в Эолийском Холле на Нью-Бонд-Стрит в Лондоне. Как вспоминал впоследствии Айрленд, это позволило ему за один день выйти из относительной безвестности. Вскоре соната была издана, и первые экземпляры были проданы еще до завершения печати всего тиража.
Питая горячий интерес к национальным корням, Джон Айрленд часто посещал Нормандские острова. Источником вдохновения для него становились не только их суровые пейзажи — в начале ХХ столетия там еще можно было наблюдать старинные языческие обряды, совершаемые местными жителями. Под впечатлением одной из таких поездок композитор написал в 1913 г. симфонический прелюд «Забытый обряд». Сходна с ним по образному строю рапсодия «Май-Дун», написанная в 1921 г. под впечатлением старинного замка в Дорсете.
С 1923 г. Джон Айрленд преподавал в Королевском музыкальном колледже. Скромный и обаятельный человек, эмоциональный, но внешне сдержанный, он с легкостью находил общий язык со студентами, не навязывая им своего мнения, но умея убеждать в правильности своих советов. Среди учеников Айрленда — Эрнест Джон Моран, Джеффри Буш, Энтони Бернард, Бенджамин Бриттен, Алан Буш. Последнему Айрленд посвятил вокально-симфоническое сочинение «Да свершится это!» на стихи Эддингтона Симондса, заказанное ему в 1937 г. по случаю коронации Георга VI. На словах «эти золотые дни забрезжут для более счастливых людей, когда нас уже не будет» композитор ввел цитату из «Интернационала».
Во время Второй мировой войны композитор находился в эвакуации на Нормандских островах, где так любил бывать. Среди сочинений того времени — «Морская увертюра» для духовых, увертюра «Сатирикон» (по одноименному произведению древнеримского писателя Петрония), Соната-фантазия для кларнета.
В 1953 г. Айрленд оставил преподавательскую деятельность и поселился в деревне в Сассексе, где и жил до самой смерти в 1962 г.
Джон Айрленд в 1893–1901 учился у Ф. Клиффа и Ч. Станфорда (композиция) в Королевском музыкальном колледже в Лондоне; по окончании служил органистом собора в Челси (Лондон). В 1923–39 профессор композиции в Королевском музыкальном колледже (в числе его учеников — А. Буш, Б. Бриттен, Э. Моран).
В ранних произведениях Айрленда сказалось влияние И. Брамса, немецкой романтической школы, позднее — французских импрессионистов и И. Ф. Стравинского. Стремясь к утверждению национальной музыкальной школы, Айрленд развивал идеи «английского музыкального возрождения» и изучал народную музыку Великобритании.
Позднее пересмотрел свои эстетические взгляды, уничтожил почти все ранние сочинения. Новый этап творчества начался с вокального цикла «Песни путника» («Songs of a wayfarer», 1903–05) и трио-фантазии (Fantasy-Trio a-moll) для фортепиано, скр. и влч. (1906).
Лучшие произведения Айрленда — в инструментальных жанрах. Они отличаются эмоциональной насыщенностью, самобытностью, свежестью музыкального языка и значительной композиторской техникой.
Г. М. Шнеерсон
Сочинения:
для оркестра — прелюд Забытый обряд (The forgotten rite, 1913), симфоническая рапсодия Мей-Дан (Mai-Dun, 1920–21), увертюры — Лондонская (1936), Сатирикон (по Петронию, 1946), Пасторальное концертино (для струнных, 1939) и др.; концерт для фортепиано с оркестром (1930), Легенда (1933); камерные ансамбли — 2 струнных квартета, 5 фортепианных трио, инструментальные сонаты, в т. ч. соната-фантазия для кларнета и фортепиано, (1943); свыше 100 вокальных произведений, в т. ч. хоры; пьесы для органа, для фортепиано, церковные сочинения, музыка к радиопостановкам и фильмам.