Цыганская музыка

Категории словаря

Цыганская музыка включает таборные песни цыган, усвоенные и переосмысленные цыганами песни разд. народов, живущих на территории стран, где кочевали цыгане, а также бытовую гор. музыку европ. проф. традиции 18-19 вв., вошедшую в репертуар цыганских капелл. По совр. данным, цыгане являются выходцами из Индии (откуда они ушли в кон. 1-го тыс. н. э.). Обозначающее цыган слово "рома" (от rom - мужчина, муж, цыган) происходит от др.-инд. корня dom (на санскрите doma - мужчина из касты музыкантов и танцоров). Данные сравнит. языкознания позволяют установить, что цыгане до прихода в Европу долго жили среди персов, армян, греков. В 13-14 вв. цыгане проникли на Балканы, в нач. 15 в. появились в Центр. и Зап. Европе, в сер. 15 в. - в Сев. Европе, в 16-17 вв. расселились на Украине, в 18 в. - в Центр. России и Сибири. В 18-19 вв. осн. местами кочевья и частичного оседания цыган стали Пиренейский полуостров, Балканы и Центр. Европа, а также Россия.

Историч. условия жизни цыган не содействовали формированию единого цыганского языка. Реально существуют группы диалектов и говоров, в к-рых общая, восходящая к санскриту и хинди основа зачастую трудно различима за напластованиями морфологич. и лексич. влияний, обусловленных местом обитания той или иной группы цыган. Существуют диалекты цыган-кэлдэрари (т. е. сербских, венг., греч., молд. и рум. цыган), халадытка-рома (т. е. цыган Центр. России), сэрвов (укр. гор. цыган) и др. Подобно языку, не существует и единой Ц. м., а есть более или менее распространённые муз. диалекты цыган-кэлдэрари, фламенко - испанских и португальских цыган, сэрвов, халадытка-рома. Их общеинд. основа прослеживается в основном в манере интонирования, вок. звукоизвлечения, характеризуемых гортанной подачей звука, его чувственно-экспрессивной окраской (что, видимо, связано с древними фонетич. особенностями речевого интонирования). В Испании этот тип пения называют voz afillб ("сырой", необработанный голос). Неподдающиеся строгой нотной записи мелизматика и глиссандирование, специфичные для исполнит. манеры цыганских певцов, связаны не только с индийской, но также с ближне- и средневост. муз. традициями. Влияние последней ощутимее, чем индийской. С ней связан применяемый цыганами при исполнении музыки др. народов лад с двумя ув. секундами, т. н. цыганская гамма ("венгерская гамма"). На вост. корни указывает такое характерное и для таборной песни, и для цыганской интерпретации фольклора и проф. музыки др. народов средство развития как вариантное повторение - импровизация. В типичных контурах этих импровизаций (очень медленно - быстрее - предельно быстро и резкая остановка), связанных с оргиастическим характером цыганских танцев, отразилась древняя инд. традиция использования музыки как магич. средства. Общее в ладовой и ритмич. сфере музыки разл. цыганских диалектов также связано с вост. основой. Специфич. каденции, как правило, включаются цыганами в любую исполняемую ими музыку, также как и мелизмы, глиссандирование. Цыганские пение и манеру интерпретации музыки др. народов отличают ритмич. нерегулярность, свободная агогика, синкопы, пунктирные ритмы.

Таборная музыка бытует как вокальная, преим. одноголосная, без инстр. сопровождения. Существует 2 типа таборных песен: локи-диля (медленная, протяжная песня) и кэлимашки-диля (быстрая, танц. песня). Локи-диля, как правило, небольшая, состоящая из нескольких коротких четверостиший лирич. или бытовая песня, подчас социально окрашенная; характерные образы этого типа песен - шатры, кони, костры связаны с кочевым укладом жизни.

image
Локи-диля цыган-фламенко из Юж. Португалии (запись М. П. Джонсон, 1932).

Крупные формы локи-диля - эпич. сказания, баллады на историч. или сказочный сюжет, повествующие о подвигах цыганских богатырей ("Корбя" в кэлдэрарском фольклоре) или о трагич. ситуациях быта ("Патяняй" - баллада, повествующая о жене-отравительнице, к-рую убили собств. дети).

image
Баллада "Корбя" цыган-кэлдэрари (запись П. С. и Р. С. Деметеров, 1976).

Цыганские баллады лишь недавно стали известны исследователям: в 30-е гг. 20 в. они были записаны у уэльских цыган, в 40-е гг. - в Венгрии, в 60-е гг. - в СССР (Р. С. и П. С. Деметерами). В тексте баллады, как правило, 30-40 строф, каждая строфа включает до 6-7 стихов, строфы могут отделяться друг от друга рефренами. В небольших лирико-бытовых локи-диля (напр., в песне халадытка-рома "Доханэ") муз. форма обычно куплетная. В балладах муз. форма сложнее, муз. строфа образуется из ряда муз. фраз разной протяжённости.

image
Кэлимашки-диля венгерских цыган (запись Й. и А. Ченки, 1939).

В плясовых песнях (кэлимашки-диля) текст обычно очень короткий - 1-2 четверостишия, а также 2-3 двустишия или четверостишие с двустишием-припевом, часто шуточного содержания. Текст плясовых песен многократно повторяется и целиком, и по частям (могут повторяться и отдельные слоги).

Для исполнения плясовых, а иногда и лирич. песен характерны вскрикивания и возгласы, часто заимствованные междометия: в Испании - "Оле!", "Лёли!" ("Оле" - от Allah, перенято цыганами от арабо-испан. исполнителей); в Венгрии, на Балканах и в Молдавии, а также у трансильванских цыган - "Яй!", "Ха!", "Хэй!"; в России - "Ой", "Ай-да", "Ну!", "Нэ-нэ". Муз. строфа плясовых песен - обычно одно предложение (реже два), служащие и для запева, и для припева. Иногда (в более поздних песнях) образуется построение симметрич. типа из 4 фраз (напр., сэрвская песня "Розовое яблочко").

image
Кэлимашки-диля цыган-сэрвов "Розовое яблочко" (записано от П. С. Деметера, 1978).

Последний тип характерен для цыган Центр. Европы и Балкан и, очевидно, связан с влиянием нововенгерской песни. Хотя таборное пение в целом одноголосно, при исполнении кэлимашки-диля возможна специфич. гетерофония: осн. мелодии ритмически контрапунктирует 2-й голос (исполнитель выкрикивает в синкопированном ритме, обычно на тонич. приме, тот или иной слог). Одноврем. танцующие хлопают в ладоши или пощёлкивают пальцами. К этому добавляются звуки примитивных удар. инструментов (тазы, котлы - что есть под рукой).

Таборные песни испытывали на себе воздействие муз. фольклора тех народов, с к-рыми соприкасались цыгане. С др. стороны, музыка разл. народов переосмысливалась исполнителями-цыганами. Жанры Ц. м., возникшие в результате скрещения с иск-вом др. народов, не чисто вокальные, а имеют инстр. сопровождение. В Венгрии и Испании бытуют и чисто инстр. жанры.

Взаимодействовали также таборная цыганская песня и авторская бытовая музыка. В последнем случае различия нац. влияний на Ц.м. частично сгладились. Песни, вошедшие в репертуар популярных цыганских капелл и хоров, испытали воздействие общеевроп. гор. музыки.

Ныне Ц. м. представляет собой синтез таборных песен, фольклорных элементов музыки разл. народов и интернац. гор. популярной музыки. В зависимости от места обитания той или иной группы цыган, в Ц. м. входят разл. фольклорные элементы, что и создаёт непохожие диалекты Ц. м. (резко различается музыка испан. цыган-фламенко и балканско-среднеевроп. цыган-кэлдэрари и т. п.). Вместе с тем, кочуя, цыгане обогащают фольклор разных народов. Так, у молдаван и грузин имеются одинаковые мелодии, к-рые цыгане также считают своими, напр. мелодия кэлдэрарской баллады "Корбя".

В Венгрии цыгане-музыканты издавна находились при корол. дворе. В услужении у королевы Беатрис (15 в.) был цыган-лютнист. Людвиг II держал цыганского гитариста (16 в.). При дворе Изабеллы (16 в.) музицировали цыгане-фиделисты и гитаристы. В кодексе Кайони (1639) содержатся наиболее ранние записи Ц. м. - 2 цыганских мелодий ("Dada Zingaricum", "Tikha Vgordonaczka" с текстом на смешанном цыгано-венг. яз.). Начиная с 18 в. получили популярность скрипачи-цыгане и цыганские капеллы. Для мелодики венг. и трансильванских цыган характерны мажор и минор; влияние нововенг. песни сказывается в приёме повторения мелодии на кварту или квинту выше. Осн. ритмич. схемы нововенг. песни (очень распространённая вообще в балканско-среднеевроп. фольклоре)

image

и

image

укоренились и в цыганской песне (напр., кэлдэрарская "Песня о ребре"). В кон. 18 в. в Венгрии сложился устойчивый тип инстр. цыганского ансамбля. Его основа - струн. ансамбль (в простейшей форме 2 скрипки и контрабас; в более развитых формах - струн. квинтет или секстет, кларнет и цымбалы). Первый скрипач был руководителем ансамбля и, как правило, умел играть на всех инструментах, входящих в состав инстр. капеллы. Участники капелл способствовали популяризации мн. инструментов, в т. ч. цимбал и скрипок. Особую популярность среди венг. цыганских музыкантов приобрёл жанр вербункоша. Акцентная структура вербункошей обнаруживает их венг. происхождение, однако ладовые особенности (звукоряд с 2 ув. секундами), а также пунктирные ритмы указывают на влияние цыганской интерпретации. Румыны из соседних с Венгрией районов называли вербункоши "tiganeasca", что указывает на цыган как распространителей этих произв. Позднее (в 19 в.), когда в стиле вербункоша и чардаша (возникшего из быстрой части вербункоша) начали писать проф. авторы, оркестры венг. цыган стали исполнять попурри из фрагментов популярных в гор. среде авторских произв. Как и вся Ц. м., эти попурри существовали в устной традиции, хотя их материал заимствовался из письменных источников. Композиторы-цыгане, часто не знавшие нотной грамоты, аранжировали произв. бытовой музыки и сами их виртуозно исполняли (Янош Бихари, Пишта Данко). Цыганские музыканты усвоили ладогармонич. и структурные нормы европ. профессионализма, что во 2-й трети 19 в. привело к формированию в цыганских капеллах специфического салонно- развлекательного, т. н. цыганского, стиля. Он был представлен романсом (со стереотипной любовной тематикой) и виртуозной танц. пьесой, предназначенной для слушания. Затем эти жанры были использованы в опереттах (И. Кальман и Ф. Легар) и в свою очередь испытали влияние оперетты. На этой основе возникла и широко распространилась цыганская эстр. музыка, к-рую сочиняли и исполняли в составе цыганских капелл скрипачи Кароль и Андраш Бока, Ференц Патикариус, Кароль Фатьоль, Ференц Шаркёзи, а также цыганские династии исполнителей - Раж, Радич, Мадьяри, Коше, Бура, Лакатош.

В Испании песенно-танц. иск-во цыган было неизвестно до сер. 18 в., хотя цыгане эмигрировали в Испанию в 15 в. Иск-во испан. цыган, вступив во взаимодействие с муз. традициями Андалусии, породило особый стиль фламенко (песенно-танц. жанры тона, сигирийя, солеа, саэта, поло и др.). С нач. 19 в. в музицирование испан. цыган проникает гитара, тогда же появляются цыганские виртуозы-гитаристы, подобные венг. странствующим цыганам-скрипачам и цыганам-певцам в России. Испан. авторы тонадильи (жанра, популярного в т-рах Мадрида в нач. 19 в.) заимствовали от странствующих цыган-гитаристов нар. напевы и мелодии старинных танцев. Творчеством испан. цыган начинают систематически интересоваться во 2-й пол. 19 в. С кон. 19 - нач. 20 вв. создаются постоянные цыганские ансамбли.

В России музицирование цыган стало популярным с кон. 18 в. В Петербурге и Москве распространение получили цыганские хоры (впервые такой хор был заведён графом А. Г. Орловым по примеру бессарабской и румынской знати). Внимание к цыганскому исполнительству объяснялось репертуаром цыганских хоров, включавшим рус. песни, аранжированные по нормам, привычным для гор. слуха, и романтизированные благодаря включению в них вост. элементов. В 19 в. цыгане были известны как исполнители рус. песен. Д. Н. Кашкин, К. П. Вильбоа, А. Л. Гурилёв считали цыганскую интерпретацию рус. песни подлинно народной. Рус. песня именно в интерпретации цыган получила в 19 в. известность в др. странах. К цыганским относили даже входившие в репертуар цыганских капелл проф. произв. (от "Соловья" Алябьева до хора "Мы живём среди полей" из оперы "Пан Твардовский" Верстовского). Кочевые цыгане в России, вбирая в своё иск-во фольклор разл. областей страны (гл. обр. Ср. России, а также Украины) и гор. песню, в определённой степени содействовали образованию единого интонац. сплава, к-рый нашёл отражение в первых проф. песенных соч. (А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв, А. Н. Верстовский). В рус. протяжные песни цыгане внесли не свойственные первоначально рус. фольклору ув. интервалы, мелизматику, глиссандирование, синкопированную ритмику. Нек-рые детали цыганского исполнительства (напр., ускорение движения в плясовой песне к концу) стали восприниматься как явления характерно русские. В свою очередь, на музыку рус. цыган повлияла ладовая переменность рус. нар. песни. Натуральный минор, частый в песнях рус. цыган, а также переменный и дорийский лады указывают на влияние рус. фольклора. Ритмич. стилистика рус. протяжной песни не противоречила нерегулярности, свойственной локи-диля. В ряде случаев она лишь сгладила синкопичность цыганских мелодий в цыганских песнях, созданных в кон. 19 в. ("Бродяга").

Рус. цыганскому хору аккомпанируют, как правило, 2 гитариста на 7-струн. (рус.) гитарах, получивших популярность благодаря цыганским виртуозам, один в качестве солиста импровизирует с прихотливой агогикой, резкими тембровыми и фактурными контрастами, другой даёт гармонич. фундамент; участники хора играют на бубнах. У укр. гор. цыган (сэрвов) в 19 в. встречались ансамбли, включавшие, помимо гитары и скрипки, также аккордеон, духовые (кларнет) инструменты и барабан. Помимо таборной песни, у цыган, живущих на территории России, сложились т. н. таборная песня гор. цыган (преломление таборных протяжных песен в гор. вкусе, с использованием ладовых особенностей и масштабных пропорций гор. песен типа "Среди долины ровный"), цыганская песня с ощутимым рус. влиянием, к-рое проявилось в добавлении 2-го голоса, вторящего в терцию, а также в прибавлении хора, повторяющего припев с элементами подголосочной полифонии (чаще всего это плясовые, но также и лирич. песни, с использованием натуральных ладов - "Песня Ивы"); получили распространение рус. песня в исполнении цыган (т. е. с внесением в неё свободной агогики, обострённых тональных тяготений, альтераций и мелизматики - "Не вечерняя"), цыганский романс. В репертуар цыганских хоров в России входили также романсы Гурилёва, Алябьева, Варламова, песни анонимных авторов на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова (в эти тексты добавлялись слова и типичные рефрены на цыганских диалектах). Цыгане и их музыка получили отражение в рус. музыке и лит-ре (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов; Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой). Рус. композиторы использовали в своих произв. подлинные цыганские мелодии, а также создали собств. произв. в духе Ц. м. На рубеже 19-20 вв. на Ц. м. в России сильное влияние оказали оперетта и водевиль, что в большинстве случаев привело к дешёвой сентиментальности (цыганский романс), исчезновению социально-критического акцента в текстах, процветанию т. н. нигилизма в кабацком духе ("Топи тоску в море").

Начало науч. интересу к Ц. м. положила книга Ф. Листа ("Des Bohйmiens et de leur musique en Hongrie", 1859). Однако за Ц. м. Лист принял исполнявшиеся цыганами-виртуозами произв. бытовой нац. венг. музыки, что было позднее отмечено Б. Бартоком и З. Кодаем. П. Сарасате в "Цыганских напевах" использовал испан. тему, также ошибочно принимая её за цыганскую. Аналогично этому в России в 1-й пол. 19 в. "цыганскими", "таборными" называли рус. песни или авторские произв., исполнявшиеся хорами гор. цыган. Изучение рус. и венг. фольклора в кон. 19 - нач. 20 вв. заставило пересмотреть взгляды на Ц. м. В это же время развёртывалась деятельность этнографов-цыганистов. Появились первые нотные записи подлинных цыганских мелодий. А. Герман в 1880-90-е гг. собрал плясовые песни трансильванских цыган, М. Марко - лирич. и плясовые песни цыган-кэлдэрари и цыган-ловари, живущих в Венгрии. В годы, предшествовавшие 2-й мировой войне 1939-45, венг. собиратели братья Й. и А. Ченки записали мн. цыганских песен. В СССР С. М. Бугачевский, А. И. Германо, В. Г. Кантя, И. И. Ром-Лебедев, Р. С. и П. С. Деметеры записали в 1960-е гг. эпич. баллады цыган-кэлдэрари. Музыку рус. цыган (халадытка-рома) и деятельность цыганских хоров в России изучал Б. С. Штейнпресс.

Возрождение Ц. м. в СССР, очищение её от т. н. цыганщины, коммерчески-ресторанных напластований произошло в 20-30-е гг. 20 в. В 1934 в Москве организован цыганский т-р "Роман" (в 1931-34 - Индо-ромэнский театр-студия); одним из инициаторов создания т-ра был композитор и собиратель цыганского фольклора С. М. Бугачевский. Возник новый жанр Ц. м. - музыка к спектаклям драм. т-ра ("Чудесная башмачница" по Ф. Гарсия Лорке, 1941, и др.), сформировалась проф. композиторская традиция; созданы песни, отражающие сов. тематику: песня П. С. Деметера о B. И. Ленине (1954), музыка H. M. Жемчужного к спектаклю "Горячая кровь" (т-р "Ромэн", 1979) и др. Вместе с тем не утеряно и иск-во гор. таборной песни. Известность получили: певицы - Д. Д. Мерхоленко, C. А. Тимофеева, Н. С. Киселёва (Л. Чёрная), М. К. Михайлова. Б. А. (Рада) Волшанинова; певцы - нар. арт. СССР Н. А. Сличенко; М. М. Шишков, В. С. Баглаенко, H. H. Волшанинов; гитаристы - засл. арт. РСФСР И. И. Ром-Лебедев; H. M. Жемчужный, В. Е. Поляков, В. Ф. Мелешко, И. Л. Портаненко (все - в т-ре "Ромэн"). Работает Ансамбль цыганской песни и пляски Владимирской филармонии под рук. H. M. Жемчужного (с 1959).

Литература: Штейнпресс Б., К история "цыганского пения" в России, М., 1934; Друскин М., К вопросу об изучении "цыганщины", "СМ", 1934, No 12; Деметер В. и Пичугин П., Песни русских цыган, "МЖ", 1963, No 20; Вентцель Т. В., Цыганский язык, М., 1964; Кантя Г. В., Фолклорос романо, Кишинев, 1970 (на цыг. яз.); Бугачевский С. М., Цыганские нар. песни и пляски, М., 1971; Деметер Р. С, Деметер П. С., Образцы фольклора цыган-кэлдэрарей, М., 1981, Сzeke S., Ueber ungarische Musik und Zigeuner, Bd 4, Braunschweig, 1858; его же, A magyar zene йs a cziganyck, v. 2, Bdpst, 1858; Liszt F., Des Bohйmiens et de leur musique en Hongrie, P., 1859; Nalpо P., Czigany zene, Bdpst, 1874; Herrmann A., Original-Volksweisen der Transsylvanischen Zeltzigeuner, в сб.: Ethnologische Mitteilungen aus Ungarn, (Bd 1), Bdpst, 1887; его же, Zigeunerische Tagelieder aus Siebenbьrgen, там же; его же, Original popular melodies of the transsylvanian tent - Gypsies, "Journal of the Gypsy lore society", 1888, No 1; его же, Transsylvanian Gypsy songs, там же, 1889, No 2; Wlіslосki H. von, Volksdichtungen des siebenbьrgischen und sьdungarischen Zigeuner, W., 1890; Markу M., Cigбnyzenйczek albuma, Bdpst, 1896; Textes tsiganes, Kr., 1930; Bartуk В., Hungarian folk musik, L., 1931; его же, Die Volksmusik der Magyaren und der benachbarten Vцlker, В.-Lpz., 1935 (рус. пер. - Народная музыка Венгрии и соседних народов, М., 1966); Jоhnsоn M. Т., Flamenko music, "Journal of the Gypsy lore society", 1932, v. 11, No 3-4; Barannikov A., On the Russian gypsy singers of to-day, там же, 1932, v. 11, No 3-4; Starkіe W., The Gypsies as ministrels, там же, 1933, v. 12, No 2; eго же, Gypsy music in Hungary, там же, 1934, v. 13, No 1; его же, Transylvanien Gypsy musicians, там же, 1934, v. 13, No 3; Alford V., Pyrenean Gypsy dancers, там же, 1936, v.15, No 2; Jates D. E., A Turkish Gypsy band, "Journal of the Gypsy lore society", 1936, v. 15, No 2; Dincsйr O., A cigбnyhangsor, "Ethnographia", 1937, v. 48, No 1; Коdбlу Z., A magyar nйpzene, Bdpst, 1937 (рус. пер. - Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961); Сsenkі J. und S., Nйpdalgyьjtйs a magyarorszбgi cigбnyok Kцzцtt, в сб.: Emlйkkцnyv Kodбly Zoltбn hatvanadik szьletйsnapjбra, Bdpst, 1943; Сsenkі J., Adalйkok a cigбnyhangsor problйmбjбhoz, Debrecen, 1944; его же, A cigбny nйpzenйrцl, "Uj zenei szemle", 1955, йvf. 6, No 12; его же, Levйl a clgбnyokrуl, "Nagyvilбg", 1967, йvf. 12, No 5; Haidъ A., A Kбjoni kodex eguik cigбnynyelvь dala (1639), "Ethnographia", 1955, йvf. 66, No 1-4; его же, Van-e cigбny nйpzene?, "Uj zenei szemle", 1955, йvf. 6, No 10; его жe, Les tziganes de Hongrie et leur musique, "Etudes tziganes", v. 5, P., 1958; eго жe, La loki djili des tsiganes kкlderas, в сб.: Art et traditions populaires, P., 1964; Lafuente R., Los gitanos. El flamenco y los flamencos, Barcelona, 1955; Erdцs K., A classification of Gypsies in Hungary, "Acta Ethnographica Academiae Scientiarum", 1958, v. 6, No 3-4; Legбny D., A magyar zene krуnikбja, Bdpst, 1962; Mauerhofer A., Der Cante flamenco..., "ЦMz", 1975, Jahrg. 30, No 4.

Т. В. Чередниченко

реклама

вам может быть интересно

Церковный звукоряд Церковная музыка
Полифония Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Мелодист Термины и понятия
Emboite, амбуате Балет и танец
Частушки Национальные культуры
Пародия Термины и понятия
Турецкий балет Балет и танец
Музыкальная эксцентрика Термины и понятия
Рог Музыкальные инструменты
Децибел Термины и понятия
Пианола Музыкальные инструменты

Реклама