Кода (итал. coda, от лат. cauda — хвост) — завершающий раздел любой музыкальной пьесы, не принадлежащий к числу основных частей её формальной схемы и не учитываемый при её определении, т. е. дополнение в пределах целого, законченного произведения.
Хотя склад и структура К. зависят от того, в какой форме она применяется, могут быть указаны и некоторые её общие признаки. Для К. типична структурная и гармонич. устойчивость. С целью обеспечения устойчивости могут применяться: в области ладогармонической — органный пункт на тонике и отклонения в субдоминантную тональность; в области мелодики — нисходящее гаммообразное движение верхних голосов или встречное поступенное движение крайних голосов (К. 2-й части 6-й симфонии П. И. Чайковского); в области структуры — повторение построений завершающего характера, их последовательное дробление, в результате к-рого устремлённые к тонике мотивы звучат всё чаще и чаще; в области метроритма — активные ямбич. стопы, подчёркивающие устремление к сильной (устойчивой) доле; в области тематизма — применение оборотов обобщённого характера, оборотов, синтезирующих тематич. материал произведения. При этом иногда привлекаются так называемые прощальные переклички — обмен краткими репликами-имитациями между голосами крайних регистров.
К. медленных пьес обычно проходит в ещё более замедленном, спокойном движении; в К. быстрых пьес, напротив, движение обычно ещё более ускоряется (см. Стретта). В циклах вариаций К., как правило, вносит контраст в сравнении с характером последней вариации или группы вариаций. В крупных формах с контрастирующими темами нередко используется т.н. приём отражения — эпизодич. введение в К. темы срединного раздела формы. Иногда используется и особый приём — введение элемента, контрастирующего общему характеру К. Но вскоре он вытесняется основным материалом коды, подчёркивая его полное господство. Максимальное развитие этого приёма — начало сонатной К. со 2-й разработки, после к-рой следует устойчивая «собственно К.» (Л. Бетховен, соната для фп. No 23 («Аппассионата»), ч. 1).
Литература: см. при ст. Форма музыкальная.
В. П. Бобровский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Это слово вам едва ли знакомо, поскольку употребляется как чисто музыкальный термин. Впрочем, этот «чисто музыкальный термин» имеет весьма немузыкальное происхождение и по-итальянски обозначает «хвост». «Хвостом» же музыкального произведения является относительно небольшой, а то и совсем маленький завершающий раздел, который, подобно послесловию или эпилогу в литературном произведении, помещается после «точки», то есть после вполне определенного окончания формы.
Зачем нужно что-то досказывать после точки? Верно, бывает что и не нужно, тогда никакой коды нет. Но бывает, что, казалось бы, все сказано, а успокоения, устойчивости, определенности не хватает. Тогда и появляется кода, которая дает произведению необходимую завершенность.
М. Г. Рыцарева