Серпент (франц. serpent, итал. serpentone, нем. Schlange, Schlangenhorn, букв. — змея) — старинный духовой мундштучный инструмент, басовый цинк. По способу звукоизвлечения относится к амбушюрным (см. Амбушюр), контрабасового регистра. Корпус деревянный, часто обтягивался кожей, змееобразной формы (отсюда назв.), с конич. каналом, без раструба, с чашеобразным мундштуком из слоновой кости или рога. Диапазон B — e1 или A1 — d1. С. меньшего размера — в тоне C или D. Имел 6 игровых отверстий, расположенных группами по 3, позднее добавлены 3–5 отверстий с клапанами. Неполностью закрывая отверстия, исполнитель извлекал хроматически изменённые звуки. С. создан ок. 1590 во Франции. Использовался в церк. музыке (для сопровождения муж. хоров) и в дух. оркестрах. В кон. 18 в. в усовершенствованном виде (с 3–4 клапанами) введён Ф. Госсеком в симф. оркестр в качестве басового инструмента. В 1800 в Англии стал изготовляться полностью из металла, приобрёл форму фагота, использовался в воен. оркестрах для усиления звучания партии фаготов. Мн. композиторы включали С. в партитуры — Дж. Россини (опера «Осада Коринфа», 1826), Ф. Мендельсон («Реформационная симфония», 1830), Р. Вагнер (опера «Риенци», 1842, и соч. для муж. хора с оркестром «Трапеза апостолов», 1843). Во 2-й пол. 19 в. вышел из употребления. К С. восходят конструкции фагота, а также офиклеида.
Литература: Berlioz H., Le grand traite d’instrumentation…, P., 1844, 1855; Karlstadt G., Zur Geschichte der Zinken und seiner Verwendung in der Musik der 16.-18. Jahrh., «AfMf», 1937, Jahrg. 2; Вaines A., Woodwind instruments and their history, L., (1957), p. 307–08.
Г. И. Благодатов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.