Модест Ильич Чайковский

Дата рождения
13.05.1850
Дата смерти
16.01.1916
Профессия
Страна
Россия
Модест Ильич Чайковский

Модест Ильич Чайковский (1 [13] мая 1850, Алапаевск, ныне Свердловской области — 2 [15] января 1916, Москва) — русский драматург, либреттист, переводчик, музыкально-общественный деятель. Младший брат композитора Петра Ильича Чайковского.

В 1870 окончил Училище правоведения в Петербурге. Служил в Симбирске в палате гражданского и уголовного суда, затем — в Киевской губернии. С 1874 сотрудничал в петербургской периодической печати (музыкальной корреспонденции в газетах «Гражданин», «Голос», «Русские ведомости», в частности, под псевдонимом М-ий, N; позднее — рецензии на спектакли драматического театра). Специализировался также в области сурдопедагогики: в 1875–76 в Лионе изучал специальный курс дефектологии у педагога Ж. Гугентоблера, в 1876–92 был воспитателем, с 1882 опекуном глухонемого Н. Г. Конради.

С 80-х гг. выступал как драматург. На сценах московских, петербургских и провинциальных театров ставились его пьесы: «Благодетель» (впоследствии переделана в пьесу «Борцы»), «Лизавета Николаевна», «Симфония», «День в Петербурге», «Предрассудки», «Боязнь жизни» и др. (в 1900 изданы его «Драматические сочинения»). Писал также прозаические произведения.

Опыт литературной работы, познания в области музыки и театра определили успех Модеста Чайковского как либреттиста. Автор либретто опер «Пиковая дама» (по повести А. С. Пушкина, 1890; первоначальный вариант — для композитора Н. С. Кленовского, 1887–89) и «Иоланта» (по драме X. Херца «Дочь короля Рене», 1891) П. И. Чайковского, «Дубровский» Направника (по повести Пушкина, 1894), «Ледяной дом» Корещенко (по роману И. И. Лажечникова, 1899), «Наль и Дамаянти» Аренского (по повести В. А. Жуковского, основанной на эпизоде из индийской эпической поэмы «Махабхарата», 1903), «Франческа да Римини» Рахманинова (по 5-й песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте, 1904).

Модесту Чайковскому принадлежат также сценарии и либретто неосуществлённых опер: «Инес» (по Ш. Нодье, 1877) и «Ундина» (по Ф. де ла Мотт Фуке в переводе Жуковского, 1878) для П. И. Чайковского (впоследствии вариант «Ундины» — для С. В. Рахманинова, 1893), «Альманзор» (по Г. Гейне, 1900) для Ю. С. Сахновского, «Портрет» (по Н. В. Гоголю, 1904) для С. И. Танеева, «Флёнушка» (по романам П. И. Мельникова-Печёрского, 1907) для А. Н. Корещенко. Чайковский перевёл на русский язык 1-й и 2-й тома книги А. Д. Улыбышева «Новая биография Моцарта» (1890–92), драму «Ричард II» (изд. 1906) и сонеты (изд. 1914) У. Шекспира.

После смерти П. И. Чайковского посвятил свою жизнь увековечению памяти любимого брата. В 1894 при участии племянника В. Л. Давыдова основал в Клину Дом-музей П. И. Чайковского. Собрал архив композитора (с помощью Танеева и Г. А. Лароша разобрал и систематизировал музыкальные рукописи, документы брата).

Написал фундаментальную биографию «Жизнь П. И. Чайковского» (фрагменты книги публиковались в журналах начиная с 1896; полный текст издан отдельными выпусками в 1900 и в 3 томах в 1900–02). Несмотря на субъективность в изложении материалов и фактов, некоторую неточность мемуарных сведений, свободную передачу текстов ряда документов книга поныне сохраняет значение важнейшего литературного источника для изучения жизни и творчества композитора.

Чайковский подготовил и издал «Музыкальные фельетоны и заметки» П. И. Чайковского (1898), «Письма: П. И. Чайковского и С. И. Танеева» (1916). Он активно пропагандировал музыкальное наследие своего брата. Чайковский был также инициатором издания Собрания музыкально-критических статей Лароша (т. 1, 1913; Чайковский — автор вступительной статьи), написал воспоминания о Танееве и А. С. Аренском (1915, не изданы). Чайковский состоял членом Главной дирекции Российского музыкального общества (завещал ему дом в Клину), почётным членом общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (с 1910).

Сочинения: Музыкальные известия. Из Петербурга. (Русская опера, концерты РМО), «Русские ведомости», 1874, 20 дек.; Русская опера в Киеве, «Голос», 1874, 29 дек.; Русская опера в Киеве, «Музыкальный листок», 1875, 5 янв.; Музыкальные очерки, Драматическая симфония d-moll А. Рубинштейна. «Демон» его же, «Голос», 1875, 22 янв.; Детство и отрочество П. И. Чайковского, «РМГ», 1896, No 3, 4, то же, «Северный вестник», 1896, No 2, 3; Юность и молодость П. И. Чайковского, там же, 1897, No 1, 2, 4; Молодые годы П. И. Чайковского, там же, 1897, No 5, 6; Жизнь П. И. Чайковского, т. 1–3, М.-Лейпциг, 1900–02, т. 1, 1903; Г. А. Ларош, в кн.: Дарош Г. A., Собрание музыкально-критических статей, т. 1, М., 1913; (Предисловие), в кн.: Письма: П. И. Чайковского и С. И. Танеева, M., (1916); О С. И. Танееве, в кн.: С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М.-Л., 1925 (Труды Государственного института музыкальной науки. История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 2); Письмо к В. Д. Комаровой-Стасовой, «СМ», 1965, No 5.

Литература: Биография П. И. Чайковского, «Московские ведомости», 1897, 29 сент.; Кашкин Н. Д., П. И. Чайковский и его жизнеописание, «Московские ведомости», 1902, 11 янв., 14 мая, 11 июня, 20 авг., 1903, 16 марта, 27 июня; его же, М. И. Чайковский (некролог), «Хроника журнала „Музыкальный современник“», 1916, No 14; Завещание М. И. Чайковского, там же, 1916, No 20; Кузнецова Г. В., М. И. Чайковский как сурдопедагог, в кн.: Вопросы дефектологии, Ученые записки Московского педагогич. института им. В. И. Ленина, М., 1964; Яковлев В. В., Модест Ильич Чайковский — автор оперных трудов, в его кн.: Избранные труды о музыке, т. 1, М., 1964; Балабанович Е. З., Чехов и Чайковский, М., 1970, 1978.

П. Е. Вайдман
Музыкальная энциклопедия


Модест Ильич Чайковский

Младший брат композитора, юрист по образованию (окончил, как и Чайковский, Училище правоведения), известный драматург, оперный и балетный либреттист, переводчик. Он же стал первым биографом Чайковского в России, основал в Клину Дом-музей композитора.

Модест Ильич Чайковский и его брат-близнец Анатолий родились на Урале, в Алапаевске, 1 мая 1850 года. Десятилетний Петр Ильич писал: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю». Позже в его письмах к родителям уже из Петербурга постоянно встречаем упоминания о братьях-близнецах: «Поцелуйте и расцелуйте за меня этих двух херувимов, Толю и Модю»; «воображаю, какие они Ангельчики».

Однако через два года в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Его младшему брату чуть больше 4. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор.

Модест Ильич уже на склоне лет вспоминал: «Первое воспоминание: я сижу на руках у женщины, кругом кусты желтой акации и внизу по дорожке прыгает лягушка: у меня в руках серебряный стаканчик <…> Мне было всего 4 года и 44 дня. Я более ничего о ней не помню, но знаю чувство неизъяснимой любви к большой темноволосой женщине, отличающейся от всех других именем „мамаша“. В одном этом слове таилось нечто сладостное, нежное, причиняющее блаженное чувство радостного удовлетворения, успокоения, выделявшее существо, носившее его, из ряда всех людей. Тосковать о ней, плакать, считать себя обиженным жестоко, несправедливо, отходом ее от нас, как-то ревновать к окружающим ее покойникам Смоленского кладбища и в воображении сладостно млеть, целуя ее руки и колени — я не переставал всю жизнь. Теперь, в старости, реже, а прежде очень часто видел ее во сне и всегда с чувством обиды, что она нас оставила и с чувством ревности к тем, с кем она теперь. Мне всегда ее не доставало. Недостает и до сих пор».

Фактически с момента кончины матери у Петра Ильича к его младшим братьям возникло замечательное чувство ответственности за их судьбу, забота об их воспитании и просто участие. Модест Ильич вспоминал об этом периоде своей жизни так: «Самый мудрый и опытный педагог, самая любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петю <…> Все, что было на душе и в голове, мы могли поверять ему без тени сомнения. Влияние его на нас было безгранично, его слово закон, а между тем никогда в жизни далее хмурого лица и какого-то бичующего взгляда проявление строгости не заходило. И вот мы втроем составили как бы семью в семье. Для нас он был брат, мать, друг, наставник — все на свете».

И, словно в награду за это, Модест Ильич впоследствии стал для Петра Ильича Чайковского лучшим его либреттистом, автором либретто двух последних оперных шедевров композитора «Пиковой дамы» и «Иоланты». Он стал хранителем памяти великого композитора, основав в Клину его музей, создав в нем архив, организовывая многочисленные концерты из произведений Чайковского, в том числе и гастроли знаменитого Артура Никиша с исполнением симфонических сочинений Чайковского. Модест Ильич сделал делом своей жизни заботу о творческом наследии своего брата и об увековечивании его памяти.

Самостоятельная жизнь Модеста Ильича началась, как и у Петра Ильича, с государственной службы после окончания Училища правоведения. Первое назначение он получил в Симбирск. Затем служил следователем в Киеве и Петербурге. Неудовлетворенность, поиски смысла жизни — все эти проблемы Модест Ильич, как и в детстве, поверял своему старшему брату: «У меня голова кружится от массы лиц, которых вижу. Музыканты, прокуроры, литераторы… То же самое и с занятиями… Данте, Диккенс, Мериме, служба, театр, а все-таки мне скучно, потому, что все это делается не так, как должно. Мне хочется разом всем заняться, везде быть и все знать, поэтому только что берусь за одно, как начинает казаться, что следует приняться за другое, и ни то, ни это порядочно не делаю и этакая безалаберность во всем решительно, при этом все какое-то ожидание чего-то такого, что должно перевернуть все настоящее».

Эта разбросанность и некоторая неустроенность Модеста Ильича очень беспокоили брата: «Ты имел несчастье родиться с душой художника, и тебя постоянно будет тянуть в этот мир высочайших духовных ценностей, но так как вместе с чуткостью артистической натуры ты не одарен никаким талантом, — то берегись, ради бога, поддаваться своим влечениям. Помни, что, с другой стороны, ты имеешь все нужные способности, чтобы быть заметным человеком <…> Модинька, привыкай к мысли, что ты должен служить и добиваться по службе карьеры».

Петр Ильич всячески поощрял литературные способности брата и поддерживал его первые самостоятельные опыты на этом поприще. На жалобы Модеста Ильича о трудностях литературной работы рассказывал о собственной творческой работе, призывая к трудолюбию и терпению.

Первым большим и самостоятельным делом жизни Модеста Ильича стало воспитание и обучение глухонемого мальчика Коли Конради. Его родители пригласили 25-летнего Модеста Ильича, предложив предварительно изучить в Швейцарии методику по системе знаменитого сурдопедагога Жака Гугентоблера. Начав занятия с Колей, когда ему было всего 8 лет, Модест Ильич достиг совершенно замечательных успехов. Он фактически был с Колей вплоть до его полного повзросления. Их отношения не прерывались и в последующие годы.

Постепенно отношения братьев Петра и Модеста стали не только душевно близкими, как в детстве и юности, но и творческими. Петр делился с Модестом Ильичом своими творческими планами, обсуждал с ним свои замыслы, прислушивался к его предложениям.

Так, именно Модесту Ильичу Чайковский рассказал о замысле оперы «Евгений Онегин» и даже изложил предполагаемый сценарий. В письме к Модесту Ильичу он поместил свой поэтический опус, посвященный любимым цветам — ландышам. Как известно, позже композитор Аренский написал на эти стихи Чайковского романс. В тяжелые минуты душевного кризиса, вызванного неудачной женитьбой, когда композитор оставил службу в Московской консерватории и уехал в Европу, он вызвал к себе Модеста Ильича с его воспитанником Колей Конради. Вместе они провели зиму 1878–1879 годов.

Первое, что Чайковский сочинил, выходя из депрессии, были 12 пьес для фортепиано, ор. 40. Посвящение пьес ор. 40 М. И. Чайковскому закономерно, так как именно с ним композитор провел зиму 1877–1878 годов, когда и были созданы эти сочинения. М. И. Чайковский был не только свидетелем их рождения, но и разделил с композитором все тяготы душевных переживаний, которыми так изобиловало это время для Чайковского.

С середины 70-х годов Модест Ильич стал регулярно заниматься литературным трудом. Он писал статьи, рецензии, постепенно начал составлять сценарии для опер, балетов, а также писал прозаические произведения и драмы. Первая пьеса Модеста Ильича «Благодетель» была поставлена в Петербурге в бенефис выдающейся русской актрисы М. Г. Савиной. В дальнейшем в его пьесах играли великая русская актриса М. Н. Ермолова, знаменитая Стрепетова и многие другие.

Значительная часть жизни Модеста Ильича была отдана русскому театру. Актеры любили его и охотно играли в его пьесах. Это было не случайно. По собственному признанию Модеста Ильича, театр драматический и музыкальный были его страстью с детства. Он писал в конце жизни: «Однажды в воскресенье после завтрака Петя объявил, что достал ложу (уж одно это непонятное слово мне казалось прелестным!) и что нас возьмут в театр. Нас завили… одели в лучшие рубашки… и в карете повезли в Большой театр. Когда я вошел в нашу ложу третьего яруса и увидел впервые театральную залу, свет ее, великолепие лепных украшений, высота — все поразило меня: я знал, что театр нечто очень приятное, но действительность превзошла ожидания… Я никак не мог понять где же произойдет представление, как вдруг заметил, что огромная стена, расписанная фигурами, двинулась и поднялась… О, восторг! О, невозвратимое счастье! Давали „Жизель“… все исчезло, кроме происходящего на сцене, которое врезалось в память на всю жизнь… Театр стал для меня главнейшим интересом существования. … Моя страсть доходила до того, что я мечтал умолить отца отдать меня вместо Правоведения в Театральное училище»

Как либреттист Модест Ильич был широко известен еще при жизни Петра Ильича. К его услугам прибегали М. Петипа, сочиняя вместе с композитором Минкусом фантастические балеты. После успеха «Пиковой дамы» и «Иоланты» Чайковского к нему стали обращаться многие композиторы. В некоторых случаях он сам предлагал свои либретто музыкантам. Так знаменитый композитор и дирижер Э. Ф. Направник еще в 1893 году начал сотрудничество с М. И. Чайковским по созданию оперы «Дубровский» на пушкинский сюжет. Как известно, эта опера долгое время была репертуарной и шла во многих театрах. Молодому С. В. Рахманинову в том же 1893 году Модест Ильич предложил либретто «Ундины», от которого прежде отказался сам Петр Ильич. Но Рахманинов также не написал оперу на это либретто, однако через несколько лет их творческий союз состоялся. Это была опера «Франческа да Римини».

В театральных и музыкальных кругах Модест Ильич пользовался огромным уважением и авторитетом. Интересные страницы воспоминаний о нем находим у многих выдающихся деятелей той поры.

Так, С. М. Волконский оставил интересный портрет Модеста Ильича, относящийся уже ко времени после смерти Петра Ильича: «Не в одной музыке Модест Ильич был авторитет. Я редко встречал человека, более чутко, более полно и более разносторонне понимавшего театр… Он одинаково хорошо знал и русский театр, и французский, и немецкий, и итальянский; и ценно было в его суждениях, что всегда ощущалась традиция, он знал прошлое, и прошлое жило в нем. А в вопросах, меня интересовавших, в вопросах актерской техники читки, мимики я не встречал ни в одном театральном деятеле столь ясно и верно осознанной потребности того, чего не достает нашему театру… Когда я думаю о нем, всегда вижу его в Риме, больше, нежели в его милом Клину… Он жил в квартире, в которой некогда жил Мендельсон… Модест Ильич был в сношениях с музыкантами всего мира».

А далее Волконский с юмором вспоминал, как часто к Модесту Ильичу обращались дирижеры, которые хотели играть Шестую симфонию Чайковского, убеждая, что именно они знают как нужно играть это сочинение Чайковского. И это говорил каждый, как отмечал С. М. Волконский. Однако Модест Ильич пытался уговаривать каждого играть и другие сочинения своего брата. Да и сам он много делал для того, чтобы публиковались, издавались и исполнялись сочинения Чайковского. Так, им было разработано для посмертных изданий и постановок либретто «Лебединого озера». Им же был изложен сценарий «Щелкунчика».

Между Модестом Ильичем и Петром Ильичем на протяжении всей жизни была очень интенсивная переписка. Сам композитор написал к брату около 700 писем. Почти столько же сохранилось и ответных писем. Однако, приступая к созданию биографии Чайковского практически сразу после его кончины, Модест Ильич должен был еще и собрать материал о жизни брата, чтобы осветить те стороны его жизни, которые ему лично были неизвестны.

К такого рода сюжетам относятся темы, изложенные в первых главах книги. Они рассказывают об истории рода, семьи, детских годах Чайковского, что могло быть известно М. И. Чайковскому только из семейных воспоминаний старших по возрасту. Поэтому первые главы книги его трехтомного труда по существу представляют собой в настоящее время важнейший источник сведений о жизни Петра Ильича Чайковского.

Создав свой капитальный труд, посвященный жизни Петра Ильича, в самый канун XX века, под конец жизни Модест Ильич начал писать автобиографию, как он сам признавался, не столько, чтобы рассказать о себе, сколько о своем любимом брате, что он сделал в той части этого труда, которая осталась завершенной: «Если когда-нибудь заглянут в эту рукопись, на что я рассчитываю, но почти не надеюсь, — за интерес к моему тусклому существованию, пусть будут вознаграждены тем, что я могу сказать о брате Петре».

В 1915 году М. И. Чайковский составил завещание, по которому его детище — Дом-музей Чайковского в Клину — стал общественным достоянием, превратившимся с годами в один из самых выдающихся памятников мировой музыкальной культуры.

П. Е. Вайдман

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама