Трилогия (греч. trilogia, от tri-, в сложных словах — три, трижды и logos — слово, рассказ, повествование) — три пьесы, связанные развитием одного сюжета, общей идеей, единым авторским замыслом. Понятие трилогии сложилось в др.-греч. драматургии; из др.-греч. Т. полностью сохранилась лишь «Орестея» Эсхила.
В музыке трилогия представляет собой, как правило, произведение оперного жанра. Объединение опер в цикл было обусловлено стремлением нек-рых композиторов романтич. направления (19 в.) к воплощению грандиозных замыслов; известны, напр., дилогия «Троянцы» Берлиоза (1855–59), тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера (1848–76; сам Вагнер считал это соч. трилогией, т. к. рассматривал «Золото Рейна» как пролог).
Несколько позднее в творчестве ряда композиторов появилась собственно Т. («Пиренеи» Ф. Педреля, 1890–91; «Ипподамия» З. Фибиха, 1890–91; «Гомеровский мир» A. Бунгерта, 1896–1901; неосуществлённый замысел Р. Леонкавалло под назв. «Сумерки», связанный с эпохой итал. Возрождения). В России к трилогии Эсхила обратился С. И. Танеев в опере «Орестея» (1887–94), где части Т. превращены по существу в отд. акты единого спектакля.
В 20 в. цикл из трёх опер на тот же сюжет создал Д. Мийо («Агамемнон», 1914; «Хоэфоры», 1915; «Эвмениды», 1917–22). Современные композиторы чаще пользуются термином «триптих» (О. В. Тактакишвили, «Три новеллы», пост. 1967, во 2-й ред. «Три жизни»).
Изредка форма Т. применяется в др. муз. жанрах, хотя не всегда при этом используется самый термин. К сочинениям подобного рода можно отнести цикл из трёх симфоний Й. Гайдна — «Утро», «Полдень», «Вечер» (1761), а также программно-симф. Т. «Валленштейн» B. д’Энди (1874–81; по трилогии Ф. Шиллера). Приближаются к Т. «сценические кантаты» К. Орфа — «Carmina Burana», 1937, «Catulli carmina», 1943, «Триумф Афродиты», 1951.
Г. В. Крауклис
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.