Реперкуссия

Категории словаря

Реперкуссия (от лат. repercussio — отражение).

1) В учении о фуге в строгом стиле (И. Фукс и др.) следующее после экспозиции проведение темы и ответа во всех голосах (нем. Wiederschlag, zweite Durchfuhrung), воспроизведение экспозиции с контрапунктич. изменениями, род полифонич. вариации на экспозицию (в совр. музыковедении термин не употребляется; понятие «реперкуссия» приближается к понятию контрэкспозиции фуги). Голосу, излагавшему в экспозиции тему, в Р. поручается ответ (и наоборот); тема и ответ в Р. вводятся (чаще на диссонансе) после паузы или скачком на широкий интервал, чтобы вступающий певч. голос зазвучал в ином регистре своего диапазона; в Р. возможны преобразования темы (напр., увеличение, обращение), использование стретты (обычно менее энергичной, чем в последующем разделе формы) и др. средств развития и варьирования. Р. обычно следует за экспозицией без цезуры; Р. и завершающая часть формы (реприза, заключит. стретта, die Engfuhrung) нередко отчленяются каденцией. См., напр., Токкату и фугу для органа F-dur Букстехуде: экспозиция — такты 38–48; Р. — такты 48–61; заключит. часть от такта 62. В больших фугах может быть неск. Р.

2) В григорианском пении важнейший после finalis опорный тон лада, звук, в к-ром концентрируется мелодич. напряжённость (наз. также тенор, туба). Появляется чаще др. звуков; во мн. песнопениях псалмодич. характера на нём осуществляется протяжённая речитация. Лежит выше finalis, отстоит от него на определённый в каждом из ладов интервал (от малой терции до малой сексты). Осн. ток лада (finalis) и Р. определяют ладовую принадлежность напева: в дорийском ладу finalis d и R, а в гиподорийском — соответственно d и f, во фригийском ладу — е и с и т. п.

Литература: Fux J., Gradus ad Parnassum, W., 1725 (англ. пер. — Steps to Parnassus, N. Y., 1943); Bellermann H., Der Contrapunkt, В., 1862, 1901; Вussler L., Der strenge Satz, B., 1905 (рус. пер. — Бусслер Л., Строгий стиль, пер. С. И. Танеева, М., 1885, 1925); Teppesen К., Kontrapunkt, Kbh., 1930, Lpz., 1971. См. также лит. при ст. Григорианское пение.

В. П. Фраёнов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Гудок Национальные культуры
Хормейстер Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Уругвайская музыка Национальные культуры
Галантный стиль Термины и понятия
Аккорд Теория музыки
Вокальное искусство Опера, вокал, пение
A cappella, а капелла Термины и понятия
Глас Церковная музыка
Бис Термины и понятия

Реклама