Существует немало произведений, написанных для фортепиано, органа или какого-нибудь камерного состава, которые бывает возможно и нужно исполнить целым оркестром.
Опытные музыканты-оркестровщики (их еще называют инструментовщиками) распределяют, раскладывают музыкальную ткань этих произведений для инструментов оркестра. При этом они заботятся о том, чтобы оркестр звучал естественно и красиво и в новом звучании сохранился характер оригинального произведения. Работа эта творческая, она требует от музыканта композиторского мастерства. Ее можно сравнить с переводом стихов, который предполагает сохранение смысла и духа оригинала и в то же время — рифмы в самом переводе. Оркестровку можно сравнить и с экранизацией литературного или драматического произведения.
Оркестровка также обычно является частью композиторского процесса. Большинство композиторов сочиняют симфонические произведения за роялем и записывают их на бумагу в виде клавира (на двух нотных строчках, как фортепианную музыку), и лишь когда сама композиция готова — принимаются за оркестровку и пишут партитуру.
Оркестровое сочинение звучит неизмеримо богаче. Его звучание раскрывает огромный спектр тембров (окрасок звучания различных инструментов), которые сами по себе и в различных сочетаниях оказывают на человека очень сильное эмоциональное воздействие.
Некоторые оркестровки вошли в классический репертуар. Например, фортепианные «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского в инструментовке М. Равеля или вальсы Ф. Шопена в оркестровой «Шопениане» А. К. Глазунова.
М. Г. Рыцарева