«Венгерская гамма» — условное название лада с двумя увеличенными секундами. «Венгерскую гамму» называют также дважды-гармоническим ладом или «цыганской гаммой». Применяется в венгерской и цыганской народной музыке. Распространены два вида «венгерской гаммы»: минорный лад, в котором по сравнению с натуральным минором повышены IV и VII ступени, и дважды-гармонический лад с увеличенными секундами на II и VI ступенях, в котором главная опора совпадает с доминантой одного из видов минора (в примере 2 — с доминантой f-moll).
Поэтому второй вид «венгерской гаммы» наз. также доминантовым ладом минора (термин, введённый И. В. Способиным). Оба вида «венгерской гаммы» являются октавными звукорядами, что отличает их от др. ладовых образований с ув. секундами, напр. таких, как лад «Чаргях» в азербайджанской нар. музыке или дважды-двойственный лад в армянской монодич. музыке (состоит из двух слитных тетрахордов с ув. секундой в середине каждого звена, при диапазоне звукоряда, равном малой септиме).
Литература: Способин И. В., Элементарная теория, М., 1951, 1958; Кушнарев X. С, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958.
В. А. Вахромеев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.