Милан (Milano, лат. Медиоланум, Mediolanum) — город на Севере Италии, административный центр области Ломбардия и провинции Милан. Один из важнейших культурных центров Европы. Первые сведения о музыкальной жизни города относятся к 4 в. и связаны с деятельностью наместника, позже миланского епископа Амвросия, установившего основы ритуального пения в зап.-христианской церкви (М. стал центром амвросианского пения в Европе). Помимо церкви, музыка звучала во время празднеств и спектаклей, дававшихся в т-ре и на открытом воздухе (выступали мимы, актёры, музыканты). Потребность церкви в квалифицированных музыкантах привела к созданию в М. одного из первых в центр. Европе христианских церк. муз. уч. заведений — «Схола канторум» (предполагается, что основателем был Амвросий или его преемник Симплициан). В 1-й пол. 11 в. школа была реорганизована архиепископом миланским Ариберто и продолжала функционировать при кафедральном соборе Санта-Мария. К 12 в. в неск. церквах М. уже были органы, псалтериумы, литавры; культивировалось 2-гол. полифонич. пение.
В ср. века Милан неоднократно становился ареной борьбы за власть между разными странами и политич. группировками, что налагало отпечаток на муз. культуру, сдерживало развитие духовной и светской муз. жизни. Длит, время городом управляли епископы и представители знатных дворянских родов. Их дворы наряду с церковью становятся средоточием исполнит. и творч. деятельности миланских и иностр. музыкантов. Направление развития муз. жизни в значит. степени определялось правителями города. Так архиепископ Дж. да Сесса издал эдикт, ограничивающий роль музыки и пения в церк. богослужении. Однако с кон. 13 в. музицирование в церквах неуклонно развивается. Заметную роль сыграл священник О. Скаккабароцци, автор многочисл. гимнов, месс. С кон. 14 в. центром муз. жизни становится гор. собор (строился с 1386), где были установлены 2 органа, основана капелла из 4 певцов; первый органист — А. Понти да Прато (с 1394), первый капельмейстер — М. да Перуджа (с 1402). В годы правления рода Сфорца (1450–99) в капелле работали видные франц. музыканты — Жоскен Депре, Дж. ди Франциа (или Жан Авиньонский), Ф. Галлико, Дж. де Ларкотин и др. В 1473 Г. М. Сфорца создал собств. придв. капеллу (из 40 певцов и музыкантов), возглавляемую аббатом А. Гуинати и его заместителем Ф. ван Вербеке. Большинство иностр. музыкантов перешло на службу к Сфорце. Значение капеллы гор. собора уменьшилось. Однако в 1484–1522 под рук. теоретика и комп. Ф. Гаффори её роль вновь возрастает. В 1491 в соборе был установлен новый орган (работы мастера Антеньяти из Бреши). Соперничество двух капелл способствовало оживлению муз. жизни города. В церкви господствовала музыка строгого стиля. При дворе давались представления, в к-рых выступали иностр. музыканты, наряду с произв. в итал. нар. стиле (барзолетты), звучала франц. и испан. вок. музыка; Леонардо да Винчи демонстрировал здесь вместе с певцом и лиристом А. Мильоротти муз. инструменты собств. конструкции.
В нач. 16 в. в аристократич. салонах зарождается светское музицирование. Однако главенств. роль в муз.жизни М. сохраняет церковь. Влияние Контрреформации и длит. период испан. владычества тормозили развитие духовной музыки. Центром церк. музыки по-прежнему был гор. собор, где в течение неск. десятилетий капельмейстерами служили фламандские музыканты — М. Феррекорензис (Феркоре) и С. Буалье, а со 2-й пол. 16 в. — итальянцы В. Руффо, Ф. Марчези, Дж. Понцо, Дж. Ч. Габусси и др. Небольшие капеллы были созданы также при др. церквах. Значит. распространение получило музицирование в монастырях; особой известностью пользовались монахини К. Сесса, К. Ассандра (её произв. были напечатаны в М. в нач. 17 в)., а позже — Р. Квинцана.
В 17 в. формы муз. жизни становятся разнообразнее. При дворе систематически звучала инстр. музыка. Скрипач Р. Тоэльо организовал первый инстр. оркестр, Ф. да Милано — кружок лютнистов (А. да Рипа, Дж. Альбуцио, М. даль’Аквила, П. П. Борроно и др.). В быт аристократич. общества входят турниры и маскарады, где исполнялись специально поставленные танцы. Появляется школа хореографов, возглавлявшаяся П. Диобоно и его учеником Ч. Негри. Миланские композиторы Ч. Борго, Г. Арноне, Дж. Д. Роньони, Дж. П. Чима, Ф. Казати, С. Кантони и мн. др. наряду с духовной писали светскую инстр. музыку. Композиторское творчество способствовало развитию нотоиздат. дела (зародилось в кон. 16 в.). Ноты печатали издатели Кастильоне, Мосхени, Панцио, Ломаццо, Безоцци и др.
Позже и медленнее, чем в др. крупных городах Италии, развивался муз. т-р. В нач. 17 в. ставились преим. духовные и светские интермедии, идиллии, пьесы с пением и танцами; сохранились сведения о пост. в «Театре комедии» («Teatro dйlia Commedia»), расположенном в т.н. Герцогском дворце («Palazzo Ducale»), «Орфея» Монтеверди (вскоре после премьеры в Мантуе, 1707) с участием миланской певицы В. Рампони. Первым миланским т-ром был «Салон Маргариты» (открыт в 1598 Маргаритой Австрийской; уничтожен пожаром в 1708), где в 1644 впервые в М. была пост. опера — «Андромеда» Маннелли. Позже в «Салоне Маргариты» давались оперы и мелодрамы К. А. Бадиа, П. А. Чиани, А. Сарторио, Дж. Габриели и др. С 1686 оперные спектакли ставились также в Герцогском дворце, где импрессарио Лонати и бр. Пьятанида открыли т-р «Реджо нуово» (существовал до 1729); спектакли его были доступны простым горожанам. Здесь звучали произв. миланских авторов (в т. ч. на местном диалекте).
В 18 в. М. становится одним из центров итал. оперного иск-ва, привлекающим крупнейших музыкантов Европы. В 1717 оперой «Константин» Ф. Гаспарини был открыт новый т-р «Реджо дукале», на протяжении 60 лет игравший гл. роль в муз. жизни города. На его сцене были впервые пост. мн. оперы Н. Йоммелли, Ф. Гасмана, Н. Пиччинни, Т. Траэтты, А. Саккини, П. А. Гульельми и др., а также миланских авторов — Дж. Б. Лампуньяни, Дж. Ф. Бривио. Для т-ра «Реджо дукале» писали И. К. Бах, И. А. Хассе, здесь ставились ранние оперы-сериа В. А. Моцарта. На сцене т-ра выступали певицы Ф. Бордони-Хассе, В. Тези-Трамонтини, М. и К. Габриелли, Дж. Агьяри; певцы Дж. Карестини, А. Бернакки, Г. Гуаданьи, Л. Маркези и др. Сформировалась балетная труппа под рук. Г. Анджолини. Оркестр т-ра включал более 50 музыкантов. Оперные спектакли давались также в др. т-рах города, в небольших залах, салонах («Палацци-таверна», «Джулини», «Исимбальди») и даже в монастырях (Сант-Анджело и др.). К сер. 18 в. опера становится любимейшим видом иск-ва в М.
Развивалась конц. жизнь. Традиционными стали т.н. концерты для аристократии (Concerti di quaresima, проводились ежегодно на пасхальной неделе, когда т-ры закрывались). В домах богатых аристократов устраивались т.н. академии с исп. симф. и вок. музыки (в частных концертах графа Литта выступал И. К. Бах, специально писавший для них музыку). По инициативе комп. Дж. Саммартини проводились также концерты инстр. музыки на открытом воздухе (на эспланаде замка и у Вост. ворот). В них участвовал оркестр (ок. 60 музыкантов), концертмейстерами к-рого (виолончель и контрабас) были отец и сын Боккерини. По отзывам современников, этот оркестр не уступал лучшему в Европе Мангеймскому. В частной школе Саммартини учились К. В. Глюк, Й. Мысливечек, В. А. Моцарт, итал. музыканты. В 1758 в М. была создана Филармония, академия, объединившая проф. музыкантов.
Развитие инстр. музыки оказало влияние и на деятельность церк. капелл, к-рые начали культивировать виртуозно-конц. стиль исполнения. В гор. соборе работали капельмейстерами К. Бальяни, Дж. А. Фьорини, Дж. Сарти, К. Монца, Н. Цингарелли.
Конец 18 — нач. 19 вв. — бурный период в политич. жизни М. Значит. изменения произошли в муз. жизни. В 1776 был уничтожен пожаром т-р «Реджо дукале», спектакли временно перенесены в т-р «Интерниале» (1776–77). Одновременно началось строительство двух оперных т-ров (по проекту арх. Дж. Пьермарини). Один из них (больший), воздвигнутый на месте церкви Санта-Мария делла Скала и получивший назв. «Ла Скала», был открыт в 1778 (оперой «Признанная Европа» Сальери). Вскоре он стал ведущим европ. оперным т-ром. Уже в первые десятилетия 19 в. на его сцене стремились выступить, чтобы получить признание, крупнейшие оперные артисты мира. Т-р оказал заметное влияние на европ. оперное исполнит. иск-во. Большое значение для муз. жизни города имела деятельность А. Тосканини (возглавлял т-р «Ла Скала» в 1898–1903, 1906–08, а также в 1921–29).
Наряду с «Ла Скала» в М. в разное время существовали др. оперные т-ры. Второй т-р, построенный по проекту Пьермарини, — «Каноббиана» был первоначально задуман как исключительно оперный, однако уже с 1782, не выдержав конкуренции с «Ла Скала», ставил преим. драм. спектакли, а в последние десятилетия 19 в. балеты и оперетты. В 1894 он перестроен и заново открыт под назв. «Лирико-интернасионале» (разнообразен его репертуар — от оперы и балета до варьете). В т-ре «Каркано» (открыт в 1803) давались муз. и драм. представления. Т-р «Ре» открылся оперой «Танкред» Россини (1813), в дальнейшем ставил гл. обр. драм. спектакли. Оперные труппы выступали изредка в т-рах «Сан-Симоне», «Лентазио», «Мандзони», «Санта-Радегонда», «Филодрамматичи». В первые десятилетия 20 в. оперетты ставились в т-рах «Олимпия» (открыт в 1899) и «Диана» (1908–21).
В нач. 19 в. создаются организации, ставшие фундаментом развития муз. культуры М. В 1808 осн. Миланская консерватория (вначале как школа для воспитанников монастыря папских каноников в церкви Санта Мария делла Пассионе). В её задачи входила подготовка певцов, оркестрантов, хористов и дирижёров для оперных т-ров. Неск. лет спустя консерватория под рук. директоров Б. Асиоли и А. Ролла выросла в уч. заведение европ. значения. После провозглашения независимости Италии (1861) Миланская консерватория становится государственной, в 1908 ей присвоено имя Дж. Верди. С 1809 в М. работала также балетная школа.
Во 2-й пол. 19 в. происходит значит. сдвиг в конц. жизни. С образованием Квартетного об-ва (1864; среди его инициаторов — А. Бойто и скрипач, впоследствии директор Миланской консерватории А. Баццини) регулярными становятся камерные концерты. В 1879 дирижёр Ф. Фаччо объединил музыкантов т-ра «Ла Скала» в самостоят. симф. оркестр — Оркестровое об-во.
В М. работают крупнейшие нотоизд. фирмы — Рикорди (осн. 1808), Лукка, Сонцоньо и др., к-рые не только издают муз. лит-ру, но активно участвуют в муз. жизни: заказывают композиторам оперные, симф. и камерные произведения, содействуют их исполнению.
В период фашистской диктатуры междунар. значение М. как очага муз. культуры снижается ввиду усилившейся изоляции Италии, эмиграции ряда музыкантов. В 1943 авиабомбой было повреждено здание «Ла Скала». В 1946 т-р был восстановлен и вскоре вновь занял одно из ведущих мест в Европе. В 1955 открыт камерный филиал т-ра — «Пиккола Скала», где ставятся гл. обр. оперы композиторов 17–18 вв. и совр. авторов. При «Ла Скала» существует уч. студия (стажируются певцы из разных стран, в т. ч. из СССР). Оркестр т-ра ежегодно даёт симф. концерты (осенью и весной).
В последние десятилетия возникли мн. муз. организации и исполнит. коллективы. Регулярные симф. концерты, помимо оркестра т-ра «Ла Скала», дают Миланский симф. оркестр Итал. радио и телевидения, оркестр об-ва «Послеполуденное музицирование» («Pommerigi musicah», к-рый выступает в т-ре «Нуово» преим. с исполнением совр. музыки), камерный оркестр «Анжеликум» (осн. 1941). Об-во «Амвросианская полифония» (осн. 1947) пропагандирует музыку средневековья, Возрождения и барокко. С 1955 действует студия электронной музыки при радио М. (осн. Л. Берио). В М. сосредоточено большинство итал. конц. агентств, в т. ч. Междунар. предприятие оперных концертов (Affari Lirici Concertistici Internationale), Организация междунар. концертов (Oiganizzazione Internationali Concerti), Междунар. организация артистов (Organizzazione Internationale Artistico), об-во Политехнические концерты (Entre Concerti del Politecnico) и др. В M. находятся ведущие изд-ва и звукозаписывающие фирмы; выходит осн. часть муз.-периодических изданий страны, в т. ч. журналы; «Rassegna musicale Curci», «Musica d’oggi», «L’opйra», «Musica e dischi», «Discografia internationali», «Discoteca», «Musica Jazz», «Musica sacra», «Ambrosius» и др. Проф. музыкантов, помимо консерватории, готовят Ин-ты истории музыки при Католическом и Гор. ун-тах, Папский Амвросианскии ин-т духовной музыки и др. Эти ин-ты ведут также музыковедч. работу. Обширными собраниями нот и книг по музыке располагают Амвросианская б-ка, Б-ка архива гражданской истории, Б-ка консерватории. Ценные коллекции собраны в Музее муз. инструментов при консерватории и отделении музыкальных инструментов Гражданского музея. В M. регулярно проводятся исполнит. и композиторские конкурсы, к-рые организуют гор. муниципалитет (конкурс на симф. произв.), муз. об-ва, т-р «Ла Скала», изд-ва.
Литература: (Chiappori G.), Serie cronologica delle reppresentazioni… dei principali teatri di Milano dall’autunno 1776 sino all’intero autunno 1818, v. 1–4, Mil., 1818–25; Romani L., Teatro alla Scala Mil., 1862; Martinazzi G., Academia de' filodrammatici di Milano Cenni storici, Mil., 1879; Motta E., Musici alla corte degli Sforza: ricerche e document milanesi, Mil., 1887; Paglicci Вrozzi A., Contribute alla storia del teatro: Il teatro a Milano nel s. XVII, Mil., 1892; его же, II regio Ducal Teatro di Milano nel s. XVIII, Mil., 1894; Gutierrez B., Il Teatro Carcano (1803–1914), Mil., 1914; Cesari G., Musica e musicisti alla corte Sforzesca, «RMI», 1922; Ramperti v. , Per la storia del teatro milanese, Mil., 1929; De Gani A., I maestri cantori e la cappella musicale del duomo di Milano dalle origini al presente. Mil., 1930; Rarigi L., La musica nelle gallerie di Milano, Mil., 1935; Vianello С. A., Teatri, spettacoli, musiche a Milano nel secoli scorsi, Mil., 1941; Armani F., Bascapи В. G., La Scala. Breve biografia. 1778–1950, Mil., 1951; Sartori Cl., La cappella musicale del Duomo di Milano Catalogo delle musiche dell’archivio, (Mil., 1957); его же, Casa Ricordi (1808–1958). Profilo storico, (Mil., 1958), Gallini N. e Fr., Museo degli strumenti musicali Milano Catalogo, Mil., 1963.
Л. Г. Григорьев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.