Эдинбург (Edinburgh) - крупный экономич. и культурный центр. столица Шотландии. Гл. город (с 1437) и резиденция правительства (с 1707). Старейшее муз.-учебное заведение - певч. школа (кон. 14 - нач. 15 вв.); после её реорганизации в 1560 в ней стали обучать и игре на разл. инструментах. В 1501 при дворе Якова IV в Э. создана капелла, в к-рой служили музыканты из разных стран (существовала недолго). Капелла выступала в Холирудском дворце - центре муз. жизни 16 в. В 16 в., в период Реформации, муз. жизнь города, как и всей страны, пришла в упадок из-за преследований музыкантов пресвитерианской церковью: запрещалась игра на муз. инструментах, уничтожались муз. рукописи, разрушались органы, закрывались муз. школы, была распущена придв. капелла. Подъём муз. жизни начался после утверждения на англ. престоле шотл. династии Стюартов (1603) и объединения Шотландии с Англией. Новую корол. капеллу (существовала в 1603-88) возглавляли видные музыканты Э. Келли (до 1635) и Э. Миллер, составитель одного из первых шотл. (издан в Э. в 1635) сб-ков церк. произв., включавшего псалмы Давида, - т. н. "Миллеровская псалтырь" ("Ed. Miller's psalter"; гармонизация 200 псалмовых мелодий; некоторые в контрапунктич. изложении). Капелла исполняла музыку английского Возрождения; придв. иск-во приобрело парадный, пышный характер. Интенсивно развивалась гор. муз. культура; домашнее музицирование распространилось не только в домах знати, но и среди горожан. О высоком уровне муз. культуры Э. в 17 в. свидетельствуют сохранившиеся рукописные муз. сб-ки, хранящиеся в б-ках города (см. Шотландская музыка). В 1693 в Э. состоялся первый публич. концерт; в кон. 17 в. пользовались успехом выступления певца Дж. Абеля (из Абердина), исполнителя шотл. нар. песен. В 1728 было осн. Эдинбургское муз. об-во (существовало до 1798), к-рое еженедельно стало давать концерты, сначала проходившие в церкви св. Марии (1728-62), затем - в зале св. Цецилии; этими концертами руководили А. Крейг, Й. Лампе, Н. Паскали, И. Б. Крамер. В связи с дальнейшим развитием гор. муз. культуры и её демократизацией возрос интерес к нар. шотл. музыке. В 1724 А. Рамсей опубликовал сб. "Застольная смесь" ("Tea table miscellany"), включавший нар. шотл. песни; в 1725 он написал пасторальную балладную оперу "Благородный пастух" ("The gentle shepherd"), к-рая послужила образцом для позднейших балладных опер шотл. и англ. композиторов и оказала влияние на нем. зингшпиль. Среди нотоиздателей, публиковавших (с 1727) шотл. камерно-инстр. и орк. произв., - Мак Гиббон, Мак Лин, Освальд, Барсанти и Келли. К 1760 нотопечатное дело в Э. достигло расцвета. По инициативе Рамсея в Э. в 1736 был открыт первый в Шотландии т-р. В 18 в. основано неск. муз. школ. В 18-19 вв. созданы разл. хор., симф. и конц. объединения, в т. ч. "Кэч-клаб" (сер. 18 в.), "Гли-клаб" (1790), Об-во проф. музыкантов (1819), "Об-во почитателей гармонии" (1826), Эдинбургское хор. об-во (1830), Эдинбургская муз. ассоциация (1835), Эдинбургский хор. союз (1858; позднее Эдинбургский корол. хор. союз). Были проведены 4 фестиваля хор. музыки (1815, 1819, 1824 и 1843), позднее организованы Шотл. нац. оркестр (1874) и Шотл. оркестр (1893), а также "Муни-хор" (1896). При Эдинбургском ун-те (осн. в 1583) по инициативе и при финансовой поддержке Дж. Рида открылась кафедра музыки (1839; с 1861 - первый в Шотландии муз. ф-т), преподаватели к-рой ежегодно проводили "Концерты Рида"; в 1916 Д. Тови создал "Оркестр Рида". В кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. педагогами университетского муз. ф-та, кроме Тови, были Дж. Томсон, Г. Пирсон, Дж. Доналдсон. Особо важную роль в муз. жизни Э., как и всей Шотландии (в значит. степени и Англии), сыграл Тови; он основал при муз. ф-те ун-та школу, много выступал как дирижёр, в т. ч. в организованных им т. н. Историч. концертах в Э. и Лондоне, гастролировал в США. Важным событием в муз. жизни Э. было открытие в 1890 Корол. шотл. академии музыки (с 1929 - Шотл. нац. академия музыки). Большое значение для шотл. композиторов имела публикация в Э. крупнейшего собрания образцов нар. шотл. музыки -"Шотландский музыкальный музей" ("The Scots musical museum", v. 1-6, 1787-1803; v. 1-2 переизд. в 1962 в Хатборо); сб-к включал 600 шотл. нар. песен, баллад (мелодии с текстами; в собирании и публикации песен участвовал Р. Бёрнс), инстр. пьес, в т. ч. танцев. В 19 в. были изданы науч. исследования, посв. шотл. муз. иск-ву. В 1894 вышли в свет неск. номеров журн. "Scottish Musikal Monthly". С симф. оркестрами Э. выступали видные дирижёры из др. стран, в т. ч. X. Г. фон Бюлов, А. Манн, О. Гольдшмидт, Ч. Халле и Дж. Барбиролли, под рук. к-рых муз. орк. коллективы Э. достигли высокого проф. уровня. С 1947 ежегодно проводится Междунар. фестиваль музыки и драмы (в течение 3 недель - с конца августа до середины сентября, силами художеств. об-ва "Глайндборн сосайети лимитед"); в нём участвуют крупнейшие симф. оркестры, выдающиеся солисты и театр. труппы мира, а также разл. фольклорные ансамбли. В 1963 муз. часть Эдинбургского фестиваля была посв. творчеству Д. Д. Шостаковича. В кон. 60-х гг. в Э. начался новый подъём муз. жизни. В 1968 Л. Фридман создал "Шотл. ансамбль барокко", при Эдинбургском ун-те вновь открылся зал св. Цецилии, было осн. муз. отделение в "Нейпир-колледже". С 1972 работает детская муз. школа св. Марии, в 1974 организован Шотл. камерный оркестр. В оперном т-ре в нач. 70-х гг. состоялся ряд премьер опер совр. шотл. композиторов.
Литература: Петрова К., Эдинбургский фестиваль. 1973. Путевые заметки, "МЖ", 1973, No 22, с. 16-17; Gunn J., An historical inquiry respecting the performance on the harp in the Highlands of Scotland, from the earnest times until... 1734, Edinb., 1807; Glen T. M., A new and complete tutor for the great Highland bagpipe, Edinb., 1827; Dibdin J. С., Annals of the Edinburgh stage, Edinb., 1888; Baptie D., Musical Scotland... being a dictionary of Scottish musicians from about 1400 till the present time, Paisley, 1894; Waddell J., History of the Edinburgh choral union, (Edinburgh), 1908; Hutchinson H. S. P., The chapel royal of Scotland at Holyroodhouse, "ML", 1945, v. 26, No 4; Farmer H. G., A history of music in Scotland, L., 1947; Edinburgh festival. A review of the first ten years of the Edinburgh international Festival..., Edinb., 1956; Shire H. M., Song, dance and poetry at the court of Scotland under King James VI, Camb., 1969; Johnson D., Music and society in Lowland Scotland in the 18th century, L., 1972; Bruce G., Festival in the North, L., 1975.
И. В. Розанов