Лиссабон (Lisboa) — столица и главный культурный центр Португалии. В ср. века муз. жизнь Л. была сосредоточена в корол. резиденции, где служили поэты и музыканты, процветало иск-во трубадуров. В 1229 во дворце Алкасова, близ Л., начала работать постоянная придв. капелла и при ней школа мальчиков, где обучали музыке и пению. В ун-те Л. (осн. в 1290) много внимания уделялось обучению музыке. С кон. 14 в. развивается светское музицирование (музыка звучала во время празднеств, торжеств. процессий). Большое влияние на муз. культуру Л. оказал драматург и композитор Жиль Висенте, в фарсах и «ауто» к-рого важное место занимала вок. и инстр. музыка; исполнялись также его духовные соч. В 16–17 вв. большую роль в развитии муз. жизни Л. сыграли композитор и педагог М. Мендиш, придв. капельмейстер и композитор Ф. Магальяйнш, органист M. P. Коэлью, певец собора Сан-Висенти П. ди Кришту и др. На рубеже 16–17 вв. в Л. имелось 13 музыкальных, 14 танц. школ. В домах аристократии было распространено светское музицирование (игра на арфе, клавикордах, а также пение). В 18 в. в Л. работали мн. иностр. музыканты, способствовавшие активизации муз. жизни (Д. Скарлатти, Д. Перес, Дж. Джорги и др.). Центром муз. образования стала «Патриархальная семинария», где преподавали лучшие музыканты страны. В 1735 открылся первый публичный т-р «Тринидади» (или «Академия музыки»), предназначенный для выступлений итал. оперных трупп. В 18 в. открылись также: «Театру да ажуда» (1737), «Театру ду форти» (1753), «Опера ду Тежу» (1755), «Опера графа Сори» (1760), «Театру ду салитри» (1782) и др. В 1793 был создан корол. т-р «Сан-Карлуш» (арх. Ж. да Кошта-и-Силва), ставший крупнейшим оперным т-ром Португалии.
В 19 в. были основаны оперные т-ры: «Ларанжейрас» (в 1843), «Тринидади» (в 1867; здесь ставились гл. обр. франц. комич. оперы), «Амелия» (в 1894; шли преим. оперетты). В 1890 построено здание «Колизеу дуж Рекреюш» (на 7000 мест), где наряду с др. представлениями устраивались концерты, оперные и балетные спектакли. В сер. 19 в. получили распространение и любительские организации (ставили гл. обр. оперы итал. композиторов): «Филармоническая академия» (осн. в 1833), «Филармоническая ассамблея» (осн. в 1835). В течение неск. лет работала «Академия Мельпомены», осуществившая постановку соч. португ. авторов. В 1861 Г. Косол организовал первый симф. оркестр, к-рый, однако, быстро распался. Лишь в 1879 был создан постоянный оркестр, выступавший до 1887 под рук. иностр. дирижеров; его место занял коллектив, организованный М. Ламбертини.
В первые десятилетия 20 в. возникали муз. объединения, быстро распадавшиеся из-за финансовых затруднений (гос-во не оказывало им поддержки): Португальский симф. оркестр под рук. П. Бланша, Лисабонский симф. оркестр во главе с Д. ди Соза, Ж. Вианой да Мота и Ф. Фан, Филармонич оркестр Л., основанный Ф. Ласердой, Нац. об-во камерной музыки, возглавлявшееся Ф. Кабралом, и др. Более длит. время работали симф. оркестр Нац. радиовещания (основатель — П. ди Фрейташ Бранку), а также коллективы, созданные дирижером и композитором И. Крусом, — хор им. Дуарти Лобу и Камерный оркестр, преобразованный в Филармонич. оркестр Л. (в 1937).
Со 2-й пол. 20 в. произошло нек-рое оживление в муз. жизни Л. Систематически организовывались фестивали оперы, балета и симф. музыки, гастролировали видные музыканты. В числе постоянно действующих муз. коллективов (1971): симф. оркестр Нац. радио, Лисабонский филармонич. оркестр, Камерный оркестр Гульбенкяна, хор «Полифония» (в репертуаре преим. произв. португ. авторов ср. веков). Из-за отсутствия спец. залов концерты устраиваются в помещениях т-ров и кинотеатров. Оперные спектакли даются в Нац. т-ре «Сан-Карлуш», спектакли оперетты и варьете в т-рах «Монументал», «Вариедадиш», «Мария Витория», «АБЦ», «Колизеу дуж Рекреюш». Среди муз. уч. заведений: Консерватория, Муз. академия, об-во «Соната» (проводит семинары по совр. музыке). Организацией гастрольных и конц. выступлений занимаются: «Кружок муз. культуры», «Лисабонское конц. об-во», а также частные импрессарио. В Л. проводятся междунар конкурсы пианистов им. Ж. Вианы да Мота. Особенностью муз. быта Л. является широкое распространение нар. песен и танцев (т. н. фадо), к-рые исполняются на площадях во время разл. празднеств, а также в ресторанах и кафе.
Литература: Machado J. С., Os theatros de Lisboa, Lisboa, 1875; Ponseca Benevides F. da, О Real theatro de S. Carlos de Lisboa, (v. 1–2), Lisboa, 1883–1902; Freitas Вranсо L. de, A mъsica em Portugal, (Lisboa), 1929; Rereira Dias J., Centrios do teatro de S. Carlos, Lisboa, 1940; Freitas Branso J. de, Histуria da mъsica portuguesa, Lisboa, (1959).
M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.