Национально-романтическое направление в музыке Германии и Австрии зародилось еще при жизни Бетховена — в середине 10-х годов XIX столетия, когда были созданы романсы Шуберта и сказочно-легендарные оперы Гофмана, Вебера и Шпора.
Глубокие противоречия, свойственные общественно-политической и культурной жизни Германии и Австрии, наложили свой отпечаток на искусство композиторов-романтиков.
На рубеже XVIII и XIX столетий Германия принадлежала к отсталым в экономическом и политическом отношении странам Европы.
Деспотическая власть феодальной аристократии, раздробленность страны (Германия состояла тогда из трехсот шестидесяти самостоятельных княжеств и государств), слабость и раболепие буржуазии, отсутствие промышленного пролетариата — все это сковывало ее общественное развитие. Французская революция способствовала пробуждению общественного сознания демократических слоев немецкого населения. Но для дальнейшего развития Германии наполеоновские войны играли двойственную, противоречивую роль.
С одной стороны, Наполеон подавлял национальную немецкую культуру, насаждая деспотические формы иноземного владычества. Это вызвало к жизни широчайший народно-патриотический подъем, направленный против захватнической политики Наполеона. Крайняя политическая отсталость Германии позволила реакционным аристократическим кругам использовать настроения народа для усиления и националистических настроений. Но немецкий народ «воевал на свой страх и риск и независимо от высочайших повелений» (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т. 33, с. 139.), и народная борьба против захватнической политики Наполеона способствовала развитию демократической культуры. «...Немецкий народ устоял, сумел собраться с силами, сумел подняться и завоевать себе право на свободу и самостоятельность» (Ленин В.И. Сочинения, изд. 5-е, т. 36, с. 81).
С другой стороны, подавляя национальную немецкую культуру, действуя как чуждый народу завоеватель, Наполеон в то же время «был в Германии представителем революции, он распространял ее принципы, разрушал старое феодальное общество» (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е. т. 2 с. 563).
Наполеоновские войны подорвали в Германии систему феодализма, ускорили развитие капиталистических отношении, уничтожили крепостное право. Несмотря на жесточайший полицейский режим, установившийся в Германии и Австрии после Венского конгресса 1815 года, правящим реакционным кругам не удалось вернуть немецкий народ к прежнему положению бесправия. Борьба передовых слоев за демократические гражданские права продолжалась и нарастала.
Развитие национально-романтической школы в музыке Германии и Австрии происходило на фоне разрастающегося народно-освободительного, и национально-освободительного движения этих стран, достигшего своего апогея в конце 40-х годов XIX столетия. Однако реакционное дворянство Германии и Австрии пользовалось большим влиянием. Еще в конце XVIII века оно начало военный поход против восставшего французского народа, сплотив вокруг себя враждебные революции силы, и возглавило идейную борьбу против просветительской массы Франции.
Как аристократическая «...реакция на Французскую революцию и связанное с ней Просвещение» (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т. 32, с. 44) в Германии сложилась идеалистическая философская школа, влияние которой на эстетику и литературу немецких романтиков было значительным. Под ее воздействие подпали отчасти и некоторые композиторы-романтики. Однако это заметно главным образом в их эстетических трудах. В самом же музыкальном творчестве первостепенную роль играли передовые традиции немецкого искусства. В произведениях каждого немецкого композитора-романтика при самых смелых новаторских чертах ясно ощутима преемственность с музыкальной классикой Германии прошлой эпохи. Романтическая опера, симфония, оратория и даже новый жанр романса сложились на основе художественных традиций, издавна укоренившихся в национальной культуре. Несомненное воздействие оказало также искусство Гёте, Шиллера и других поэтов эпохи Просвещения. Влияние гётевского «Фауста» на передовую немецкую музыку XIX столетия было особенно велико.
Существенное значение для немецкой музыкально-романтической школы имели новые народно-национальные формы и жанры искусства, получившие широкое распространение в период национально-освободительной войны. Расцвет национального фольклора и появление новых демократических форм музыкальной жизни в высшей степени характерны для Германии начала XIX века.
К этому времени относится организация лидертафелей (в Берлине в 1809 году, по инициативе композитора Цельтера) — мужских любительских хоровых обществ-братств, деятельность которых определялась патриотическими целями. Связанные в прошлом с традициями хоровой музыки Германии, они приобрели большое общественное значение в немецком быту и, неуклонно разрастаясь, впоследствии были объединены в певческие союзы.
Одним из господствующих жанров немецкого музыкального романтизма становится бытовой романс, тесно связанный с новой поэтической лирикой Германий, близкой подлинной народной поэзии.
Характерен в этом отношении знаменитый сборник немецких народных стихов «Волшебный рог мальчика» (1805—1808). Даже Гёте, враждебно настроенный по отношению к романтикам, был восхищен тем, с какой «любовью, прилежанием, вкусом и чуткостью» он был обработан Арнимом и Брентано.
В эти же годы расцветает камерно-инструментальное искусство. Оно развивается в бесчисленных кружках, особенно типичных для общественной жизни Германии и Австрии после Венского конгресса.
Близость к народно-национальным жанрам, к современному фольклору является отличительным признаком немецкой и австрийской музыкально-романтической школы. Вне этих связей немыслимо искусство ни Вебера, ни Шуберта, ни Мендельсона, ни Шумана.
Немецкая и австрийская музыка первой половины XIX века связана как с сильными, так и со слабыми сторонами общественно-политического развития этих стран.
В глубине и серьезности искусства Шуберта, Вебера, Мендельсона, Шумана, в его передовой новаторской направленности отразилось оживление общественной мысли Германии и Австрии того времени. Мотивы протеста и бунтарства, пронизывающие собой творчество многих из них, просветительская направленность деятельности выражали оппозиционное отношение к существующему порядку вещей.
Но одновременно и слабые стороны общественного движения Германии и Австрии, сказавшиеся при поражении революции 1848 года, также оставили определенный след в музыке романтиков. Это — крайнее распространение мещанства с его идеалами «умеренности и аккуратности», известное влияние реакционной идеологии.
Так, ни одному из композиторов-романтиков не удалось достигнуть в своем творчестве подлинно героического пафоса, присущего бетховенскому искусству (которое многим из них служило высочайшим художественным критерием).
Элементы идеализации прошлого, мотивы обреченности ощутимы не только у композиторов второстепенного значения (например, у Шпора или Маршнера), но и в творчестве Вебера, Шумана и Вагнера. При всей враждебности к немецкому бюргерскому филистерству, многие из композиторов и сами не были свободны от налета мещанской сентиментальности.
Но в целом национально-романтическая школа, возникшая в неразрывной связи с демократическим подъемом общественной жизни Германии и Австрии первой половины XIX века, принадлежит к самым интересным явлениям в мировой музыкальной культуре.
В. Конен