Максим Дормидонтович Михайлов

Maxim Mikhaylov

Дата рождения
13.08.1893
Дата смерти
30.03.1971
Профессия
Тип голоса
бас
Страна
СССР
Максим Дормидонтович Михайлов

Максим Дормидонтович Михайлов (13 [25] августа 1893 — 30 марта 1971) — русский советский камерный и оперный певец (бас), киноактёр. Народный артист СССР (1940). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1942).

Одна из самых впечатляющих сцен фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» – венчание юного Ивана на царство. Особую торжественность, величие даже придает ей не только талантливая актерская игра Н. Черкасова, не только пышность обстановки, но и сочный, насыщенный голос протодиакона, возглашающего славу новому правителю Русской земли… эту маленькую, но такую значительную роль исполнил русский певец-бас Максим Дормидонтович Михайлов.

Путь Максима Михайлова в искусство не был простым – казалась, такая судьба не была суждена мальчику из бедной крестьянской семьи, хотя талант был очевиден уже в детстве: в школе земской школы, куда нужно было ходить за два километра от родной деревни, Максим был солистом. Но ему повезло: учитель К. Поливанов, приехавший к брату – сельскому священнику – услышал его пение и забрал к себе в школу. В последнем классе стало очевидно, что у ученика бас.

В 1914 году М. Михайлов заканчивает пастырские курсы и становится священником. В этом качестве он служит в Уфе, Омске, Казани, и, наконец, в 1924 году – в Москве. Прослужив в церкви Василия Кесарийского протодиаконом шесть лет, Максим Дормидонтович резко изменяет свою судьбу – он оставляет стезю священника (правда, духовный сан он с себя при этом не слагает) и становится артистом оперной труппы Радиоцентра. На радио он исполняет не только партии в оперных спектаклях, но и романсы, русские народные песни.

В 1932 году Максима Михайлова приглашают в Большой театр. Здесь певец исполнил множество ведущих басовых партий: Мельник Иван Сусанин, хан Кончак, Иван Хованский, Зарастро, князь Юрий в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Собакин, Гремин, Варяжский гость… Одновременно певец выступает с концертами, исполняя народные песни.

Наряду со сценической деятельностью М. Михайлов снимается в кино. Кроме упоминавшейся эпизодической роли протодиакона в «Иване Грозном» он исполнял роли в экранизациях опер: Пимена («Борис Годунов»), Чуб («Черевички»).

Незаслуженно забытый в последние годы жизни, певец незадолго до смерти стал монахом. Максим Михайлов умер в 1971 году и был похоронен в диаконском чине.


Максим Михайлов в фильме «Иван Грозный», 1944 год.

Творчество Максима Михайлова

В 1924 году Михайлов поселился в Москве. Здесь он некоторое время брал уроки пения у бывшего артиста Большого театра В. Осипова. Голос молодого певца обратил на себя внимание знатоков. В 1930 году его привлекли к работе на Радио. В его репертуар входили тогда песня Варяжского гостя, ария Гремина. Пение Михайлова нравилось слушателям, но сам он еще не был уверен в себе и боялся даже мысли о сцене. Тем не менее в 1932 году он пошел на пробу в Большой театр и отлично спел арию Кончака из «Князя Игоря» и арию Руслана «О поле, поле». После этого он был приглашен на работу в Большой театр. Хотя Михайлов пел с детства, но законченной вокальной подготовки не получил. Именно в Большом театре он приобрел не только школу, но и значительный опыт, именно здесь окончательно созрело его незаурядное, своеобразное дарование.

Заснеженная чаща дремучего костромского леса, «куда и ворон костей не заносил». Уже «чуют правду» и все более и более ожесточаются, предвидя свою гибель, захватчики, покусившиеся на русскую землю. Бесстрашно смотрит на них полный величественного спокойствия русский крестьянин, который завел сюда врагов. Он страстно любит жизнь, любит свой крестьянский труд, свой дом, семью. Но превыше всего этого — счастье и честь Родины. В бессмертной арии «Ты взойдешь, моя заря» воплощены высокие чувства, которые наполняют его сердце перед расставанием с жизнью, принесенной в жертву Родине. Прекрасно поет эту арию народный артист СССР, солист Большого театра Максим Дормидонтович Михайлов.

Роль Сусанина — одна из вершин его творчества. Мощный, красивый голос певца звучит напевно и выразительно. «Мне легко, свободно в этой партии, — говорит Максим Дормидонтович. — Каждая фраза меня трогает, и я не могу без волнения слушать прекрасную задушевную музыку Глинки... Может быть, роль так близка мне потому, что я сам сын крестьянина и вырос в деревне...». Родина Михайлова — село Кольцовка Вурнарского района Чувашской АССР. Учиться в этом селе ему много не пришлось — в Кольцовке была только двухклассная школа. Ее-то и посещал подросток, которого между тем неудержимо тянуло к музыке, к пению. Поэтому он решил поехать в Казань учиться. После долгих мытарств ему посчастливилось устроиться в бесплатную музыкальную школу. Окончить ее так и не удалось — помешала война. Юноша поступил в хор, где вскоре же высоко оценили его голос — великолепный могучий бас большого диапазона.

Прислушиваясь к советам дирижеров и солистов Большого театра, Максим Дормидонтович изучал образцы вокального искусства по граммофонным пластинкам. По многу раз вслушивался он в голос Шаляпина, слушал записи прекрасного баса Касторского. На оперные спектакли он ходил, как в школу вокального и сценического искусства, жадно прислушиваясь к пению, приглядываясь к сценическому поведению мастеров оперной сцены. А потом сам долго и упорно изучал свои партии, тренировал голос. Вокальные трудности постепенно перестали казаться ему непреодолимыми, голос становился все более послушным и выразительным.

Не сразу начал он петь центральные партии в операх. Одной из первых ролей Михайлова в Большом театре была роль Митюхи в «Борисе Годунове», состоящая всего из нескольких фраз. Следующей была эпизодическая роль Зарецкого в «Евгении Онегине». Но за этим последовали Гремин в «Евгении Онегине», дед Мороз в «Снегурочке». Большое творческое удовлетворение получил Максим Дормидонтович от исполнения роли Кончака. Великолепный бас Михайлова во всем блеске проявился в этой партии, изобилующей низкими, гулкими нотами, убедительно вырисовался и сценический облик воинственного хана. На протяжении нескольких лет работы в Большом театре Михайлов вырос и созрел как выдающийся оперный артист, игра его приобрела черты художественной законченности, а голос, сохраняя свежесть, мощь и бархатистую глубину, стал еще звучнее.

В 1937 году М. Д. Михайлов получил звание заслуженного артиста РСФСР. Следующий год был для Максима Дормидонтовича годом необычайно напряженной творческой работы, в результате которой он создал незабываемый образ Ивана Сусанина, явившийся, как уже было сказано, одним из наиболее ярких в творческой биографии певца. 17 марта 1939 года состоялась премьера. Успех был огромный, заслуженно увенчавший эту творческую победу артиста.

Бесспорным достижением Максима Дормидонтовича было исполнение партии Чуба в опере Чайковского «Черевички». Артист нашел очень естественные, подкупающие интонации и жесты, чтобы воспроизвести облик сельского бражника, оберегающего свое довольство и покой, влюбленного в спокойную и размеренную деревенскую жизнь. Созданный им образ мил слушателю, его Чуб по-настоящему потешен, естествен и при всей присущей ему комедийной остроте простодушен и человечен. «Партия Чуба, — писала «Правда», — сравнительно невелика, но симпатиями публики М. Михайлов овладевает безраздельно, едва лишь он появляется на сцене. В медлительно-ленивой повадке старого лежебоки, в свисающих казацких усах, прячущих едва приметную усмешку, во всей неуклюжей фигуре Чуба есть что-то необычайно привлекательное. Поет Михайлов превосходно, как, впрочем, и всегда. А между тем, сползти в излишний бытовизм, слишком оттенить жанровую сторону в исполнении партии Чуба — все это таило опасность отрицательно отозваться и на вокале. Заслуга Максима Дормидонтовича в том и заключается, что он избежал малейшего намека на нажим, шарж, на потерю художественного вкуса и чувства меры. Артист исходил из полноценного раскрытия вокальных фраз, которые по самому музыкальному смыслу подсказывали нужный жест, выразительную мимику и общую творческую линию в воспроизведении образа Чуба».

В 1940 году М. Д. Михайлову, завоевавшему к тому времени заслуженную популярность в широких кругах общественности, было присвоено почетное звание народного артиста Союза ССР. За годы работы на сцене Большого театра Максим Дормидонтович спел более двух десятков партий (кроме названных, это Светозар в «Руслане и Людмиле», Мельник в «Русалке», Варяжский гость в «Садко», Собакин в «Царской невесте» и другие партии).

Одной из крупных творческих удач артиста было исполнение партии Пимена в опере «Борис Годунов». «Эпически величавый летописец Пимен в грандиозной музыкальной драме Мусоргского — это одно из воплощений народной мудрости. Его мерная, плавная музыкальная речь певуча и широка, как и вся музыка оперы. Пимен — не дряхлый, согбенный годами старик. Он бодр духом, и ум его полон мыслью о величии своего народа». Эти слова принадлежат самому Михайлову. Так он трактует образ Пимена. «Правда» в свое время отмечала, что «М. Михайлов, исполняющий партию Пимена, Нашел нужные краски для передачи величавого, спокойного образа летописца».

Максим Дормидонтович часто появляется на концертной эстраде, не ограничивая сферы своей деятельности столицей и большими городами. Немногие из артистов могут насчитать такое количество концертов, выездов в колхозы, на фабрики и заводы, в воинские части. Однажды, посетив свою родную Кольцовку, Максим Дормидонтович дал для колхозников большой концерт. Больше тысячи человек собралось в саду послушать славного земляка. Чуть не до утренней зари пел Михайлов... Большую творческую работу проводил Михайлов с бригадами артистов в годы Великой Отечественной войны на Воронежском фронте. Десятки благодарностей присылали командующие частями в Большой театр за эти выступления любимого артиста, так радовавшие советских воинов.

Приезжая на гастроли, Максим Дормидонтович не ограничивается выступлениями в оперном театре и на концертной эстраде. Он встречается со своими слушателями непосредственно на стройке, в котловане, на шахте, на предприятии. Так, на Харьковском заводе транспортного машиностроения состоялась встреча артиста с коллективом строителей тепловозов. Слушали пение Михайлова и строители Волго-Донского канала им. В. И. Ленина.

Чудесно поет Максим Дормидонтович русские песни. Незабываемое впечатление производит исполнение таких песен, как «Степь да степь кругом», «Ночь осенняя». А каким искристым народным юмором пронизана его трактовка песни «Вдоль по Питерской». Прекрасно удаются М. Д. Михайлову песни русских и зарубежных классиков, советских композиторов. «И все, чего я достиг, ощущается мною только как ступень к еще большему, еще высшему мастерству. Я непрерывно работаю над своим голосом, непрерывно и упорно учусь». Эти слова большого певца должны неустанно напоминать молодым исполнителям, что только повседневный напряженный труд является залогом творческого роста.

реклама

вам может быть интересно

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама